Нина Рейхардт
Этапы работы по ознакомлению дошкольников с живописью
▼ Скачать + Заказать документы
Работу по ознакомлению с живописью начинаем с внесения репродукций картин разного жанра для свободного рассматривания детьми. Затем задаём вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление, увиденного на картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности. Затем предлагается детям искусствоведческий рассказ по картине.
Знакомим детей с жанрами живописи : пейзаж, портрет, натюрморт.
Знакомим со средством художественной выразительности цветом.
Даём знание об основных цветах.
Публикация «Этапы работы по ознакомлению дошкольников с живописью» размещена в разделах
Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»
Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью, эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец своего отношения к картине. Рассказываем о чём произведение, какими красками написано, что особенно понравилось, какое настроение вызывает данная картина.
Детям предлагается выбрать карточки, отображающие основные цвета, используемые художником и цвет, отображающий настроение, вызванное картиной.
На данном этапе знакомим детей с творчеством И. И. Левитана, И. И. Шишкина.
При рассматривании картин на втором этапе исключается искусствоведческий рассказ воспитателя. Вопросы по картине имеют обобщённый характер.
Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.
Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.
Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».
Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
Например:
а) «Что изменилось на картине между людьми. предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)
б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»
в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»
Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
Например:
– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?
На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.
Продолжаем знакомить детей со средствами художественной выразительности цветом. Знакомим с такими средствами, как свет, построение.
Даём знания о жанровой картине. Знакомим с творчеством В. М. Васнецова, В Г. Перова.
Закрепляем знания детей о жанрах живописи портрет, пейзаж, натюрморт.
Продолжаем работать над составлением описательных рассказов по картине, подводя к составлению творческого рассказа. Обогащаем словарный запас детей прилагательными, наречиями, художественными терминами.