Гульнара Харисова
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия " Православная культура Урала (Невьянская иконопись) в живописи, литературе и музыке".
Цель актуальная: формировать представление о православной культуре Урала; формировать умение анализировать художественные произведения (сюжетная картина).
Образовательные задачи:
Обучающая:
продолжать учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы аппликации;
закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его по поделке;
продолжать учить работать с ножницами, клеем и кистью, совершенствовать приемы вырезывания;
Публикация «Интегрированное занятие по художественно-эстетическому воспитанию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
формировать практические умения использовать различные материалы в творческой деятельности.
Развивающая:
развивать интерес, умение восхищаться содержанием, красотой картин;
воспитывать эстетические чувства, желание доводить начатое дело до конца;
развитие творческих способностей, изобретательности, интуиции;
развивать творческое мышление, воображение, самостоятельность;
развивать мелкую моторику рук.
Воспитательная :
воспитывать интерес к истокам культурных традиций русского уральского народа;
воспитывать эстетические чувства, желание доводить начатое дело до конца;
воспитывать желания помогать и делать подарки своим близким, любимым.
Сценарий занятия :
1. Оргмомент: Звон колоколов. (Включить запись на диске)
Воспитатель : Вы узнали, что это за звон? Где они звонят?
Ответы детей.
2. Новая тема.
Воспитатель : Верно, колокола звонят в храме, они нам говорят о том, что начинается служба или сообщают о каком- то празднике. А сейчас колокола приглашают нас на интересную экскурсию.
(На стене висят икона Спасителя в технике невьянской живописи
Вы узнали, кто это в колыбели лежит?
А как называется картина с изображением Иисуса? (икона)
Затем воспитатель показывает икону невьянской Пресвятой Богородицы и рассказывает детям:
«Дева Мария была самой - самой доброй, терпеливой на всей земле. Она всегда была со своим сыном, помогала ему и всем людям. А сейчас Богородица находится на небе со своим сыном Иисусом. По своей доброте и любви к людям она всегда молится за нас перед своим божественным сыном. Просит, чтобы мы не болели, были хорошими, послушными.
(Показ иконы Покрова Пресвятой Богородицы)
Воспитатель : А теперь я хочу вам рассказать одну историю: «Однажды злые враги со всех сторон окружили древний город Константинополь и хотели захватить его. Жители сражались до последних сил за свой город, но враги не отступали. Тогда они обратились к Богу с молитвой о помощи. А где надо молиться Богу? Верно, вот и они собрались в храме, со слезами молились всю ночь. Рано утром человек по имени Андрей и его ученик Епифаний увидели над своими головами Деву Марию с Ангелами. Богородица раскрыла свой покров над молящимися (головной убор похожий на платок). Это означало, что она покроет и защитит город от врагов. "
(Покрыть лёгким шарфиком макет города. Можно покрыть головы детей)
В тот же день жители увидели, что враг отступил от города. Люди были очень рады и благодарили Богородицу. В память об этом событии был установлен праздник и написана Икона Покрова Пресвятой Богородицы. Он отмечается 14 октября. Богородица и сейчас защищает всех. Кто просит ее о помощи.
3. Дидактическая игра «ДОБТЫЕ СЛОВА»
Детям раздаются разноцветные бумажные лепестки, серединка цветка остаётся у воспитателя. Детям даётся задание придумать доброе (вежливое, ласковое) слово, которое они хотели бы подарить Богородице за её безграничную доброту. Отдавая свой лепесток, они называют слова вслух. Воспитатель прикрепляет их к серединке, получается красивый «цветок добра».
Посмотрите. Ребята, на ваших глазах расцвёл цветок добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым, как этот цветок.
Мы сейчас с вами такими же цветками доброты украсим покров нашей Богородицы на иконе. А каким цветком мы украсим, вы должны отгадать
Воспитатель загадывает загадки про весенние цветы:
Желтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках. (мимоза)
Он – цветочный принц-поэт,
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам. (нарцисс)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький. (подснежник)
Их в Голландии найдете,
Там везде они в почете.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут. (тюльпан)
Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный. (мак)
Я предлагаю вам следующую работу:
– Давайте постараемся с вами сами вырезать красивые цветы и украшать наши образа, которая будет радовать нас и ваших родителей.
– Вы хотите порадовать своих родителей? (ответы детей) Но сначала давайте немножко взбодримся.
Физкультминутка.
– Раз, два, три – выросли цветы. (Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладошки с растопыренными пальцами, имитируя цветы)
– К солнцу потянулись высоко. (Тянемся на носочках, смотрим вверх)
– Стало им приятно и тепло!
– Ветерок пролетал. (Дуют.)
– Стебелечки качал. (Качаются)
– Влево качнулись (Наклоны в стороны)
– Низко пригнулись (Сели)
– Ветерок, убегай!
– Ты цветочки не ломай (Грозят пальцем)
– Пусть они цветут-растут
– Детям радости несут! (Тянут руки вверх, улыбаются)
Первые весенние цветы, которые растут в саду: тюльпаны, гиацинты, нарциссы. Нарцисс - прекрасный весенний цветок, который по праву занимает почетное место во многих культурах. У нас он традиционно составляет компанию тюльпанам, гиацинтам и веточкам мимозы в день 8 марта. В Китае нарцисс зацветает в канун Нового года и является традиционным новогодним цветком. А по-немецки нарцисс звучит как Osterglocke, что в переводе означает "пасхальный колокольчик". Желтые нарциссы являются символом Уельса и тесно связаны с празднованием Дня святого Давида, который валлийцы отмечают 1 марта.
Давайте мы с вами сегодня сделаем нежную весеннюю аппликацию – нарциссы. Для начала нужно вырезать необходимые заготовки. Для каждого цветка нужно 2 белых квадрата и один желтый кружок. В каждом квадрате делаем надрезы с середины каждой стороны до центра, не доводя примерно1 см. Теперь нужно загнуть наши лепестки. Для этого кладем карандаш посредине каждого лепестка и закручиваем края. Таким образом делаем 2 заготовки для каждого цветка. Настало время для формирования серединки. Вырезанный кружочек таким же образом накручиваем на карандаш и получаем маленький желтый сверток. Когда все заготовки выполнены, можно начинать склеивать нашу объемную аппликацию. Складываем лепестки в шахматном порядке, склеиваем их и в серединку приклеиваем нашу сердцевину. Вот и все – цветок готов. Осталось сделать остальные нарциссы и приклеить их на основу, украсив большим количеством зеленых листьев. Приклеивать сами цветки нужно только серединкой, чтобы лепестки оставались свободными. Так вы получите яркую объемную аппликацию.
Под спокойную музыку дети по образцу выполняют аппликацию.
Анализ работы.
– Посмотрите, какие красивые иконы Богородицы у нас получились, украшенные вашими весенними цветами.
– Сорванные цветы долго жить не будут, они увянут. А, нарисованные художником, или изготовленные такими умельцами как вы, будут жить долго, и доставлять радость людям в любое время года, будут дарить радостные воспоминания.
Выставка украшенных икон.
Список литературы:
1. Бабунова Е. С., Багаутдинова С., Едакока И. Наш дом – Южный Урал: программно – методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. 255с.
2. Вербенец А. М. Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Художественное творчество» М. : Творческий центр СФЕРА, 2012. 95 с.
3. Дергунская В. А. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. М. : Центр педагогического образования, 2013. 138 с.
4. Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы в подготовительной группе детского сада / Т. С. Комарова. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 156 с.
5. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010. 128 с.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : Творческий центр СФЕРА, 2009. 170 с.
7. Лыкова И. А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки» : учебно-методическое пособие. М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013. 144 с.
8. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет / Межиева М. В. Ярославль, 2002. 106 с.
9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.