Надежда Майорова
Интегрированное занятие по чувашскому языку «Золотая осень» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
• Закрепить умение детей правильно произносить чувашские слова : ылтн, кркунне, сар, хрл, хмр; и сочетания слов: умр вать, улсем ке, хвел пхать, кайксем кнтра ве, кунсем кске
• Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и произношения слов с усвоенными звуками чувашского языка и их сочетаниями.
• Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
• Обогащение активного словарного запаса детей
Публикация «Интегрированное занятие по чувашскому языку „Золотая осень“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашский язык. Материалы для изучения чувашского языка
- Темочки
• Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета красок для стволов и различные приемы работы кистью: всем ворсом и концом, прикладыванием ворса жесткой кисти плотно к бумаге (листочки).
Материал: сухие листья клена, березы, рябины, липы.
Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ, запись музыкального произведения П. И. Чайковского цикл «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Предварительная работа:
• Беседа об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
Ход занятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сывлх сунатп, ачасем!
Дети: Сывлх сунатпр, Надежда Михайловна!
Воспитатель: Дети, скажите, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад?
Дети: С весёлым, хорошим.
Воспитатель: Я очень рада. У нас сегодня необычное занятие. К нам на занятие пришли гости. Давайте, поприветствуем и наших гостей, подарим им свои улыбки.
Дети: Ыр кун пултр! Сывлх сунатпр, хнасем.
- Здравствуйте! Доброе утро!
Воспитатель: И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Ребята, вы любите загадки? Тогда послушайте.
Пришла без красок,
И без кисти,
И перекрасила все листья.
Воспитатель: Про какое время года эта загадка?
Дети: Золотая осень. (слайд 2, картина осени)
Воспитатель: Ылтн кркунне
(хоровые, индивидуальные, групповые ответы).
Наташа:
итр ылтн кркунне,
Улштарч сад тумне
Сар тутр вл ыхтарч,
име пухса путарч.
Воспитатель: В какие цвета Осень перекрасила листья?
Дети: желтые, красные, оранжевые.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.
Игра «Какого цвета лист?»
Воспитатель показывает листок, дети определяют цвет и называют по- чувашски :
Дети: сар ул, хрл ул, симес ул
Воспитатель: Осень и, правда – очень красивое и волшебное время года. Давайте вспомним признаки осени.
Слайд - 3, умр вать, улсем ке,
Слайд - 4, хвел пхать
Слайд5 - кайксем кнтра ве
• Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает.
• День становится короче, а ночь длиннее.
• Часто идут дожди. На дорогах лужи.
• Дует сильный. Холодный ветер.
• Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.
• С полей и огородов убирают урожай.
• Животные и птицы готовятся к зиме. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: А сейчас мы проверим, правильно ли вы запомнили признаки осени : умр вать, улсем ке, хвел пхать, кайксем кнтра ве, кунсем кске
Физкультминутка (слайд 6)
Влтр – влтр ве
Сар, хрле улсем
Влтр – влтр ве
р ине хуллен ке
Ведущий: Ребята, осень не только прекрасная пора, но и щедрая она.
Здравствуй осень,
здравствуй осень
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы осень спросим
Что в подарок принесла?
(Слайд 7 – изображение Осени с осенним урожаем)
- Сейчас будем угадывать, что же осень принесла нам в подарок:
(чтение загадок, и показ муляжей овощей).
Одёжек много,
А все равно мёрзнет. (Капуста) Купста.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (Картошка) рулми.
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? Морковь. Кишр.
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький…Лук. Сухан.
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурцы) Ку хяр.
Очень важный он сеньор –
Ярко-красный … помидор. Ку помидор.
Воспитатель: Молодцы. Маттур ачасем. (Показывает муляжи овощей)
Воспитатель: Ку мн?
Дети: Ку сухан.
Воспитатель: Мнле сухан?
Дети: Сар сухан.
Воспитатель: (показывает морковь) Ку сухан-и?
Дети: Сук. Ку кишр.
(Индивидуальные, хоровые ответы)
Воспитатель: Осень чудная пора. Она вдохновляет художников писать картины, (слайд 8 – изображение картины «Золотая осень» И. Левитан)
Воспитатель: Вот, что расскажет Матвей об этой картине:
итр, итр ылтн кр –
Тарават та пуян хр
Ур эреш арчине,
Парнелер пурлхне.
Любуясь красотой осени поэты сочиняют стихи, а музыканты сочиняют музыку. Давайте одно из таких произведений мы послушаем. Музыкальное произведение «Времена года – осень» Вивальди.
(Воспитатель включает для прослушивания отрывок произведения)
- Эта музыка может вдохновить художника нарисовать картину?
-А давайте, мы сейчас с вами, превратимся в маленьких художников, нарисуем рисунки, и это будет нашим подарком для осени. (слайд 9)
Воспитатель предлагает детям нарисовать золотую осень.
(включается записи «Времена года – осень» П. И Чайковского)
Воспитатель по ходу занятия закрепляет, как правильно держать кисть, как пользоваться салфеткой и водой, что лишнюю краску мы снимаем о край баночки. Напоминает детям, как нужно сидеть за столом. По мере того, как дети будут заканчивать свои работы, они вместе с воспитателем размещают свои рисунки на видном месте.
(Воспитатель вместе с детьми проводит анализ детских работ)
- Посмотрите ребята на свои работы, какие красивые у вас получились деревья в нарядных платьях.
Как, вы думаете, понравится наш чудесный подарок осени?
Дети: Да.
Воспитатель: Сыв пулр, ачасем!
Дети: : Сыв пулр, Надежда Михайловна!
Сыв пулр, хнасем!