Оксана Тихомирова
Обучение чувашскому языку в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике». В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №172 «Львенок» города Чебоксары изучение чувашского языка организовано в соответствии с разделом «Чувашский язык» республиканской Программы воспитания ребенка-дошкольника (под редакцией кандидата педагогических наук О. В. Драгуновой). Обучение чувашскому языку организовано со средней группы детского сада. С этого возраста мы стремимся воспитать у ребенка устойчивый интерес и положительное отношение к изучению чувашского языка, развиваем элементарные умения и навыки слушания и понимания чувашской устной речи, а также умения говорить на основе имитации и автоматизации определенных речевых образцов.
Публикация «Обучение чувашскому языку в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Средняя группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашский язык. Материалы для изучения чувашского языка
- Темочки
В течение учебного года мы знакомим детей с чувашскими словами, которые объединены одной темой, например, «Приветствие», «Игрушки», «Детский сад» и т. д. Наибольший интерес у детей вызвала тема «Моя семья». Дети с удовольствием апробируют песенки по этой теме дома с родителями, используют в сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери». Они научились новым чувашским словам : атте, анне, апа, асатте, асанне, кукамай, кукаси и другие. В это время дети активно усваивают личные местоимения и учатся обозначать принадлежность предмета определенному лицу. Они учатся отчетливо произносить чувашские слова и короткие фразы, запоминают правильность интонации при вопросе или просьбе, усваивают чувашское ударение. Особое внимание в этот период мы уделяем формированию практических умений и навыков правильного произношения чувашских звуков (а, е, у, с). Фонетические игры и упражнения, когда дети шипят, как гусята или показывают, как болит зубик у куклы, помогают овладеть артикуляцией этих сложных звуков. Также мы используем для этих целей аудиозаписи с правильным литературным чувашским языком.
Обучение чувашскому языку происходит и в ходе режимных моментов. День начинается с приемки детей и приветствия на русском и чувашском языках. Дети усваивают слова сыва-и, сывах, сыва пулар и используют их в повседневной жизни. При приеме пищи мы закрепляем лексику, связанную с темой «Посуда», «Продукты питания», закрепляем слова благодарности на чувашском языке.
Дети приходят в детский сад с различным уровнем подготовки знания чувашского языка : кто-то слышит чувашскую речь дома, часто бывает у бабушки и дедушки в деревне – такому ребенку не составляет труда обучаться чувашскому языку. Но есть такие дети, которые практически не встречаются с чувашской речью в обыденной жизни – именно с ними мы занимаемся индивидуально. Чаще всего это происходит утром или вечером, когда детей в группе не много. С ними мы рассматриваем картины, описываем различные игрушки, играем в дидактические игры – «Ку мен?», «Кам сук?», «Мен тесле?» и т. п. Дети закрепляют и уточняют словарь, упражняются в составлении связных высказываний, конструировании предложения, у них развивается слуховая и зрительная память, формируется правильное звукопроизношение.
Ознакомления детей с художественной литературой является одним средств изучения чувашского языка. Поэтому мы читаем и рассказываем детям сказки, рассказы, разучиваем стихотворения. Они знают и могут ответить на вопросы по содержанию сказок «Сармантей», «Сарак».
Заучивание наизусть стихотворений – одно из признанных эффективных способов развития второго языка, которым мы пользуемся в работе с детьми. Для этого выбирается небольшое стихотворение, которое близко по содержанию и интересам ребенка и не очень трудно в произношении. Например, стихотворения Н. Васильева, «Автан», А. Тускиля, «Пукане, П. Ялгира «Ача саче» и другие. Заучивание расширяет лексический запас ребенка, прививает навыки употребления грамматических форм, вырабатывает правильную интонацию и произношение чувашских слов.
Важнейшее значение в обучении ребенка чувашскому языку играют и различные виды игр. В сюжетно-ролевых играх развиваем диалогическую и монологическую чувашскую речь. Дидактические и настольно-печатные игры используем для закрепления и уточнения чувашского словаря, навыков быстрого выбора наиболее подходящего слова, для составления связных высказываний. В подвижных играх закрепляется словарь детей. Любую подвижную игру мы адаптируем к лексической теме занятия по чувашскому языку. Например, при знакомстве с темой «Животные» проводится игра «Упа». В этом случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражают его движениям и звукам. Подвижные игры нередко сопровождаем песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами на чувашском языке. Дети с удовольствием играют в различные сюжетно-ролевые, дидактические игры с использованием чувашской речи. Но больше всего их привлекают подвижные игры на прогулке «Упа», «Сурет Ваня», «Сарак», «Кетесле» и другие.
К концу учебного года у детей формируется желание слушать и понимать чувашскую речь, что приобщает ребенка к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважение к национальным традициям, обычаям чувашского народа.