Оксана Тихомирова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по чувашскому языку на тему: «Лавккара». — «В магазине».
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
1. Образовательная. Ввести новые лексические единицы на чувашском языке : сут (продавать, торговать, енчек (мешочек для хранения денег, тенке (рубль, туле (оплати). Закрепить слова: лавка (магазин, сутус (продавец, хак (цена, укса (деньги, кирле (нужно, необходимо, йуне (дешево, и другие глаголы, обозначающие действия.
Учить детей составлять загадки о заданном предмете.
2. Развивающая. Развивать умение слушать, понимать чувашскую устную речь, составлять элементарные описательны рассказы об игрушках.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по чувашскому языку на тему: „Лавккара“, — „В магазине“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин. Конспекты занятий
- Магазин. Профессия продавец
- Подготовительная группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашский язык. Материалы для изучения чувашского языка
- Темочки
Упражнять в составлении сложных предложений с использованием послелога вали и союза тата.
3. Воспитательная. Воспитывать положительное отношение к изучению чувашского языка, чувашского устного народного творчества (стихотворения, загадки, считалки, игры).
Материал. Кукла Кулине, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», различные игрушки.
Методические приемы.
4. Приветствие.
5. Приглашение в гости.
6. Создание проблемной ситуации. – Отсутствие подарка для куклы Кулине.
7. Игра «В магазине игрушек».
8. Чтение стихотворения.
9. Отгадывание загадок.
10. Вручение подарков Кулине.
11. Подвижная игра «Эпир мен таватпар?»
12. Поощрение.
13. Итог занятия.
Ход занятия.
Восп. : - Сывлах сунатап, ачасем! – Здравствуйте, ребята! (Ответы детей)
- Ребята, сегодня нас в гости пригласила наша добрая знакомая - кукла Кулине.
А вы любите ходить в гости? Эсир ханана суреме юрататар –и?
- Кала, Саша, эссе юрататан-и?
(Ответ ребенка.)
Восп. :- Мы с удовольствием примем предложение. Только, ребята, ведь в гости с пустыми руками не ходят, у чувашей так не принято. Давайте по дороге зайдем в магазин и купим для Кулине подарки. Ну, что пошли? – Кайрамар-и?
(Дети шагают и одновременно произносят стихотворение) :
Кайрамар, кайрамар –
Куле херне тухрамар,
Куле урла касрамар –
Малалла уттартамар.
Кайрамар, кайрамар –
Карта телне тухрамар.
Карта урла касрамар –
Лавкка телне тухрамар.
Восп. : - Ну вот, ребята, мы и пришли. Это магазин игрушек. Кунта сутас еслет. Здесь работает продавец. Вал сутать. Он продает товар.
- Повторите за мной. Вал сутать. Ксюша, повтори.
(Повторение детей.)
- Ачасем, эсир лавккара меле тетттесем куратар? Какие игрушки вы видите в магазине?
(Ответы детей.)
- Сережа, упа мен хак тарать? Медведь сколько стоит?
- Ку йуне-и? Это дешево?
- Ульяна, пукане илме мисе укса кирле? Сколько денег нужно, чтобы купить куклу?
- Эпе,Кулине вали мулкач, кушак сури тата этти теттесем илетеп. Я для Кулине куплю зайца, котенка и другие игрушки.
- Максим, эссе мен илетен? Ты что купишь?
- Эпе кенеке, упа тата печек витре илсе паратап. (Ответ ребенка с помощью воспитателя.)
- Маттур, ачасем! Молодцы ребята! А чтобы все это купить нам нужны деньги. Укса. Тенке. Рубль. (Хоровые и индивидуальные повторения.)
- Укса енчекре упранать. Деньги хранятся в кошельке. Енчек – мешочек для хранения денег. (Повторения детей.)
- За товар нужно платить. Тулемелле. – Опатить. (Индивидуальные и хоровые ответы.)
- Илья, туле. Оплати. – Туле. (Повторение.)
- Пире теттесене черкесе парар, тархасшан. Заверните на пожалуйста игрушки. Черкесе парар. Заверните (Индивидуальные и хоровые ответы.)
- Тавтапус. Спасибо. (Хровые ответы).
- А теперь нам пора. Нас Кулине ждет. Попращаемся с продавцом. Сыва пулар, сутус.
Восп. :- По дороге, ребята, я хочу предложить вам отгадать загадки. Они тоже об игрушках.
1. Манпа пурте вылясе –
Мана весем тапасе.
Май сук хыта тапсан та,
Макамастап нихсанта.
(Мечек – мячик) (перевод загадки, ответы детей)
2. Хут пек сухе, хуп пек хыта.
(Параппан – Барабан)
3. Атал шыве хумханать –
Хумханмасар май та сук:
Атал синче яранать
Хутла-хутла шура сурт.
(Парахут – Параход)
- Ну вот, незаметно мы и пришли к Кулине. Ыра кун пултар, Кулине. Добрый день, Кулине. (Хором и индивидуально).
- Эпир сан вали кучченес илсе килтемер. Йышан, тархасшан. Мы принесли для тебя гостинцы, прими, пожалуйста. (Дети повторяют и дарят подарки.)
Кулине: - Тавтапус, ачасем. Айтар вайа вылятпар! Вайа «Эпир мен таватпар?» ятла. Ребята, давайте сыграем в игру под названием «Что мы делаем?»
(Закрепление глаголов, обозначающих трудовые действия).
- Нам нужен будет ведущий, давайте выберем его считалочкой на чувашском языке. (Один из детей считает.) Ведущий стоит в стороне, остальные дети договариваются о движении, которое будут показывать. Подходят к ведущему и спрашивают:
- Эпир мен таватпар?
- Сер чаватар (Йывас лартаттар, апат сиетер, юра юрлатар, кенеке вулатар и
т. д.).
Ведущий, угадав правильное, догоняет детей. Кого догнали – тот и ведущий.
- Спасибо, Кулине за интересную игру. Тавтапус. А теперь нам пора возвращаться.
Кулине: - Ребята, попробуйте мои пирожки, сама пекла. Очень вкусные!
Дети: - Тавтапус! Пите тутла. Сыва пул! (Индивидуальные и хоровые ответы детей.)
Восп. : - Вот мы и вернулись к себе в садик. Дети, вам понравилось в гостях? Стасик, где мы сегодня были? (Ответы детей)