Зайцева Альбина
Образовательная деятельность в старшей группе по обучению чувашскому языку «Дары леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в старшей группе по обучению чувашскому языку
Вид: введение и закрепление новых слов.
Программное содержание:
Образовательные задачи :
- продолжать формировать умения, навыки слушания и понимания чувашской речи и говорения в игровых ситуациях;
- продолжать расширять знания детей по теме: «Дары леса»;
- формировать представления о роли леса в жизни человека;
Публикация «Образовательная деятельность в старшей группе по обучению чувашскому языку „Дары леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашский язык. Материалы для изучения чувашского языка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
- уточнить знания детей названий основных лесных деревьев: юман, хуран, хыр, юманлах, хуранлах, хырлах;
- обогащать словарь детей словами: майар, ырла, йекел, кампа, усессе, тутла, варман парнисем.
Речевые задачи:
- учить составлять предложения из 3-4 слов;
- упражнять детей в чистом произношении чувашских звуков : ,;
- отрабатывать интонационную выразительность;
- учить составлять короткий описательный рассказ;
- упражнять детей в образовании и использовании в речи повествовательных предложений.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к родной природе, поддерживать интерес говорить на чувашском языке;
- воспитывать в детях умение выслушивать сверстников, не перебивая.
Подготовка к занятию:
- воспитатель за один день до занятия вывешивает в групповой комнате картины, иллюстрации с изображением леса;
- воспитатель ведет беседу с детьми о значении леса в жизни человека, о деревьях, растущих в лесу, о дарах леса;
- записать видеопослание старика-лесовика.
Методические приё мы:
- сюрпризный момент – получение видеопослания.
- беседа по вывешенным картинам.
-вопросы: Укерчексем инче мен укерне? (варман) Варманта менле йывасем усессе (юман, хуран, хыр) Ку в варман мен ятла? (хуранлах)
- хоровое и индивидуальное повторение
- знакомство с новыми словами;
- внесение письма от зайца (в конверте лежат картинки с изображениями даров леса : орехи, грибы, жёлуди, ягоды);
- включение новых слов: майар, сырла, йекел, кампа, усессе, тутл, варман парнисем;
- дидактическая игра «Что откуда (Ку астан?»
- закрепление новых и ранее изученных слов;
- загадывание загадок;
- обобщение воспитателя;
- подарки лесовика.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, давайте поиграем с нашим язычком. Сегодня мы поучимся петь песенку дождя. Он поёт по-разному. Когда танцует на крыше поёт так са-са-са, а теперь по травке си-си-си. Он пробежал по листьям берёзы су-су-су, поспешил по асфальту се-се-се. Полил капусту се-се-се и морковку са-а-а.
Ой, ребята, кто-то с нами хочет связаться. Давайте посмотрим. Дети прослушивают видеоролик: Сыва-и, ачасем? Эсир мана паллатар-и? Эпе варман хуси. Эпе аякри теттем варманта пуранатап. Касал сире валли нумай кучченес хатерлерем. Весене илес тесен, сирен каштах тарашмалла. Эпе сире валли печек ыйтусем хатерлерем. Весем сине хуравлама тарашар. Килешетер-и?
Воспитатель: Ну, ребята, согласны поиграть с лесовичком?
1 задание: Манан варманта менле йыассем пур. Укерчек сине пахса калар.
Воспитатель: Ачасем, эсир ыйтава анлантар-и? (анлантамар) айтар ха укерчек ине пахар. Ку менле варман, кам калама пултарать?
Дети: Ку юманлх. Унта нумай юман усет.
Воспитатель: Катя, юманлахра менле йыассем усессе?
Дети: Юманлахра юмансем усессе. (дети отвечают полными предложениями)
Воспитатель: хуранлахра менле йывасем усессе?
Дети: хурансем
Воспитатель: ак ку менле варман? (показ картины)
Дети: ку чарашлах.
Воспитатель: терес, маттур.
2 задание:
Манан варманта печек мулкач пуранать. Вал инсетри вырас варманенчен кусса килне. Ана варман парнисене чавашла калама верентер. Сак укерчексем сине чаваш ячесене ырса парар.
Воспитатель: ачасем пулашатпар-и мулкача?
Дети: сук.
Воспитатель: меншен?
Дети: эпир те пелместпер.
Воспитатель: апла пусан эпе сире пулашатап. (Воспитатель берёт каждый рисунок по отдельности). Ку ырла. Пурте перле калатпар. Саша ку мен? Ку майар. Пурте перле калатпар. (Хоровое повторение). Катя, ку ырла е майар (Ку майар) Света, Пашаран ыйт. (То же самое с другими). Ачасем, аксем пурте варман парнисем. Айтар-ха тепер хут калатпар. (Хоровое и индивидуальное повторение).
3 задание: кашни варман парни синчен каласа парар.
Воспитатель: ребята, давайте сначала нарисуем схему, по которой мы будем составлять описательный рассказ.
Сначала о чем скажем? Конечно же, что это. Кто хочет нарисовать на доске? Потом расскажем о чем? Правильно, где растет. Дальше - какого цвета. Потом расскажем о том, какой он на вкус. И последнее, к какой группе относится. Всё, теперь последовательность рассказа мы схематично изобразили. Сначала я попробую рассказать.
Рассказ воспитателя: Ку йекел. Вал варманта усет. Йекел сара тесле. Вал йусе. Йекел варман парни.
А теперь давайте выберем того, кто будет рассказывать. Я приготовила карточки с цифрами. Вы достаёте карточку считаете на чувашском языке. Тот, на ком остановится счёт, и будет рассказывать.
Дети считают и рассказывают.
Воспитатель: Пите лайах каласа патар. Савантартар мана.
4 задание: игра «Ку атан?». ак каринккари япаласене ике пая уйарса хурар.
Дети группируют предметы по признакам «Овощи» и «Дары леса». Каждый предмет называют на чувашском языке.
Воспитатель: ребята, мы забыли написать названия даров леса. Давайте запишем. Я буду писать, а вы диктовать на чувашском языке. Друзья, вам понравилось выполнять задания лесовика? (ответы детей) Что вам больше всего понравилось? Что мы узнали нового? (Ответы детей)
Лесовик: (проигрывается видеоролик) маттур, ачасем. Мана сирен хуравсем килешрес. Мен чухле самах пелетер эсир чавашла. Паян ак варман парнисене чавашла калама верентер. Мулкач туса та пулашрар. Сире итлеме пите хавас пулче. Кучченессем вара сире группара кетессе. Астине тупсам юмах хуравне тавсарса илсен тупатар. (Загадывание загадки на чувашском языке). Вал вылямали пулемре пуканесен апат симелли сетел синче.
Воспитатель; ребята, догадались где подарки? Ну, тогда идите их искать.