Гаврюшина Светлана
Интегрированное занятие по окружающему миру и развитию речи «Защитники земли Русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление о Древней Руси; богатырях защитниках Земли русской.
Задачи: обогащать речь детей существительными обозначающими предметы. (меч, булава, кольчуга и т. д., прилагательными, характеризующими свойства и качество предмета (людей); вызвать интерес к языку былин; развивать связную речь; воспитывать чувство гордости к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа:
Публикация «Интегрированное занятие по окружающему миру и развитию речи „Защитники земли Русской“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»;
чтение отрывков из былин «Илья Муромец и соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Карта.
Приветствие гостей. (Звучит тихо музыка)
Воспитатель:
За рекой запел соловушка,
Полыхает зорька алая.
Всё в краю родном наполнено
На широкую дороженьку
Приведёт тропинка узкая.
Не найти земли прекраснее,
Чем сторонка наша русская.
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна? ответ детей (Россия)
Как раньше называлась Россия (Русь)
Мы с вами поздоровались с нашими гостями, а вы знали, что Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В моей руке нет оружия, мои намерения чисты. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила, и пожать руку - значит приветствовать, а не сломать пальцы. Это приветствие далёкий привет от наших знаменитых предков – богатырей. Протягивали богатыри ладони показывая, что нет в руках меча булатного, копья, лука острого. А кто же такие богатыри? Вы знаете, ребята? (Ответы детей).
1 реб. Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
И стариков, и матерей!
(ролик про богатырей)
Воспитатель: Много на Руси лесов, рек, озёр, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов. Хотели завладеть они нашими землями. Враги разоряли сёла, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Вот и вставали на защиту своей Руси, богатыри.
Много подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и узнать новое.
Что давало силу богатырям? (ответ детей) давала мать сыра земля.
Перед сражением, что делали богатыри? (ответ детей, шли в лес, обнимали дуб, брали собой дубовый лист и горсть земли)
Щедро земля давала силу, не скупясь. С одной единственной целью – чтобы защищали её, людей, которые на ней жили и трудились.
Врагами их были вороги лютые, что людей русских в плен брали, да сила нечистая – Змей Горыныч, Соловей разбойник.
Сегодня мы перенесёмся в прошлое России. Д давайте закроем глаза и представим, что перед нами тёплая, извилистая речка. Это река времени. (Журчание реки)
Мы медленно в нее наступаем и переносимся в прошлое России.
(картина три богатыря) на экране)
(Под музыку выходит соловей разбойник).
Соловей разбойник: Здравствуйте, здравствуйте. Слышу, говорите Вы про богатырей русских? Бились со мной богатыри, силе, храбрости, смекалке их каждый позавидует. Славные были времена (задумчиво) прислали меня Богатыри к вам, чтобы проверить, остались ли на земле Русской смелые ребята. (на экране три богатыря)
Хотите стать такими как богатыри? (ответ детей)
Для этого нужно пройти путь богатырей, узнать про их подвиги. Не испугаетесь? Посмотрим, какие вы дружные и смелые. Вот вам карта, по ней вы найдёте задание на карточке от каждого богатыря. Вам нужно собрать три карточки, на каждой из них на обратной стороне будет слог, нужно из слогов собрать слово. Путь свой всегда начинайте от заветного камня. (Вручает карту).
Воспитатель: Ну, что ребята, в путь! Дружба нам поможет
Собрались в дорогу дети?
Много разного на свете
Повстречаете в пути.
«Жизнь не поле перейти».
Камушек нам путь подскажет
И дорогу нам укажет.
Дети подходят к камню с надписью
«Коль направо вы пойдёте,
То к Илюше попадете».
2 реб. Богатырь Илья сильный, умный,
Речью славится разумной.
Нас он может научить
Ум и выдержку ценить
И для каждого из вас
Илья задания припас
Воспитатель с детьми рассматривают карту, указатель ведёт к домику.
(с правой стороны стоит домик, в нем карточка с заданием от Ильи.)
Воспитатель читает задание.
1. Опишите картину, подберите к слову богатырь прилагательное:(Сильный, смелый. Отважный, героический, и т. д.).
-Кто из богатырей по середине? (Илья Муромец)
-Кто слева? (Добрыня Никитич)
- Кто справа? (Алеша Попович)
2 Дидактическая игра «Отгадай пословицу по словам»
Я буду называть слова, а вы пословицы, в которых встречаются эти слова:
• Один. Все- "Один за всех, все за одного "
• Герой. Родину. Горой- Тот герой, кто за Родину горой.
• Жить. Служить. - Жить – Родине служить.
• На коня. Смел. Сел. -Кто смел, тот на коня сел.
• Дружба. Родина. Крепка. -Если дружба велика, будет Родина крепка.
• Смелый. Трус. Погибает. -Смелый побеждает, а трус погибает.
• Погибай. Выручай. - Сам погибай, а товарища выручай.
• Меч. Погибнет. -Поднявший меч – от меча и погибнет.
2
Воспитатель: Вы все справились с заданием – молодцы.
Давайте подойдём к заветному камню и прочтём куда дальше ведёт наша дорога
Дети и воспитатель подходят к камню смотрят карту.
Написано (Коль налево вы пойдёте – Вы к Добрыне попадёте)
3 реб. Доброта – Добрыни имя
Славен он мастеровыми
И делами, и руками.
Добрыня – русский богатырь
Никитич – отчество его,
Он быстро рос и вверх, и вширь
И побороть мог всех легко
посмотрите ребята на карту, куда ведёт нас дорога? Ответ детей (Сундук).
Давайте попробуем его открыть повторяйте за мной
«Чик, Чук, Чак, Чок» открывайся сундучок
Воспитатель: Не открывается, попробуем ещё раз.
«Чик, Чук, Чак, Чок» открывайся сундучок
(Сундук открывается, в нем следующая карточка с заданием ОТ Добрыни Никитича).
Воспитатель. Давайте посмотрим, какое задание нам приготовил Добрыня.
1. Нам необходимо поменять слова на противоположные.
Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…
Дети: Близко.
Педагог: Скажу я слово «война», а ты ответишь…
Дети: Мир.
Педагог: Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…
Дети: Свет.
Педагог: Скажу я громко слово «враг», а ты ответишь…
Дети: Друг
Теперь скажу слово слабый», ответишь…
Дети: Сильный
Скажу такое слово: «злой», ответишь…
Дети: добрый
Скажу слово я «хороший», ответишь…
Дети: Плохой.
Педагог: Теперь скажу я слово «драться» ответишь ты …
Дети: мириться.
Педагог: Скажу я слово «глупец», ответишь мне.
Дети: Мудрец.
Педагог: В игре всегда начало есть. а сейчас…
Дети: Конец!
2. Собрать пазл из картины три богатыря. (под мелодию гуслей)
3
Воспитатель: Вы все справились с заданием – молодцы. Слышите шелест листвы? Это знак, куда нам двигаться дальше.
(Дети подходят к камню. Карта ведёт к дереву, где следующее задание,
Если прямо вы пойдёте –
То к Алёше попадёте.
4 реб: Богатырь – Алёша-воин
Быть героем он достоин
Другу он в беде поможет
Силой силушку умножит
Куда нас ведёт карта? Ответ детей к дереву.
Звучит музыка (богатырская наша сила)
(Выходит, Алеша Попович, и с дерева снимает карточку с заданием).
Богатырь: Здравствуйте, дорогие гости. Рассказал мне соловей-разбойник какие вы смелые и смекалистые. Быстро с заданиями справляетесь, вот решил вас, своими глазами увидеть. Припас и я задание для вас.
Готовы?
Сможете меня в поход собрать? Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать одежду и предметы необходимые для богатыря.
(Дети собрали богатыря.)
Богатырь: Молодцы, справились с заданием.
Теперь давайте покажем, какой богатырь может быт сильным.
Повторяйте за мной. (Дети делают физминутку)
Богатырь: теперь покажите какие вы сильные ловкие. (Физкультминутка) «Богатыри»
Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
За врагами наблюдал,
Подрастём мы, и смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Молодцы! Следующее задание.
Богатырь: Следующее задание. Вы врагов своих узнайте –Их из лука постреляйте. (игра в дартс шариками, спортивные состязания «Попади в цель».
Богатырь: Ну, вот и справились вы ребята со всеми богатырскими заданиями. Показали, что вы сильные, ловкие, смелые. Думаю, и нашу русскую землю вы, то же сможете защитить. И последний вам завет от наших богатырей.
5 реб. Завет богатырей.
На лбу бывают шишки,
под глазом – фонари.
Но если вы – мальчишки, то вы – богатыри.
Так будьте вы смелее
Безжалостней к врагам,
Открытые ладони
Подайте вы друзьям.
Учитесь и мечтайте
Стремитесь всё узнать.
Мы верим, вам не трудно –
Защитниками стать.
Богатырь: заслужили вы награду, в камень от которого Вы начинали путь не простой, в нём спрятано сокровище, и лишь тому камень откроет своё богатство, кто по-настоящему смел, умён и вынослив. Вы всеми качествами владеете. Так получите вознаграждение. (из камня достаёт сундук с медалями) А нам пора прощаться.
(Воспитатель и дети прощаются с богатырём)
Воспитатель: Ребята, помните, что говорил соловей разбойник про три карточки?
Воспитатель берет три карточки на каждой из них написан слог: ро ди на.
Давайте посмотрим, какое заветное слово у нас получилось.
Дети читают по слогам слово РОДИНА.
Что такое Родина (ответ детей)
Молодцы.
Воспитатель: молодцы ребята, мы сегодня славно потрудились. Пора возвращаться в наш сад. Закройте глазки и вместе со мной повторяйте.
(Звучит шум реки.)
«Раз, два три – покружись, из реки времен вернись, в нашем веке окажись»
Воспитатель: Вот ребята мы с Вами вернулись в наш сад. Понравилось наше путешествие?
Давайте вспомним, где мы сегодня были? о чём и о ком было наше занятие. (Ответы детей)
Воспитатель: Мы сегодня не скучали,
Много нового узнали
Про дела старинные
И времена былинные.
Воспитатель: давайте вспомним где мы сегодня были, и что видели. (подведение итогов)
На этом наше занятие окончено, давайте скажем нашим гостям до свидания, до новых встреч.
Воспитатель с детьми уходят под песню