Елена Силантьева
Интегрированное занятие для детей старшего возраста «Волшебница зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие для детей старшего возраста
Конспект совместной деятельности в старшей группе
Тема: «Волшебница-зима"
Цель: Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы; формировать целостную картину мира. Развивать связную речь.
Программное содержание
1. Уточнять, углублять знания детей о живой и неживой природе родного края зимой.
Публикация «Интегрированное занятие для детей старшего возраста „Волшебница зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, связную речь, закрепить использование в речи притяжательных прилагательных
3. Познакомить детей с жителем Крайнего Севера - белым медведем.
4. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику,
5. Развивать психические процессы: зрительное и слуховое внимание, мышление, тактильные ощущения, творческое воображение;
6. Развивать интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
7. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение восхищаться красотой природы родного края.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познание»
«Художественно-эстетическое развитие»
Словарная работа: искристый, серебристый, волчья, медвежья, лисья, беличья.
Материал и оборудование: комплект видео-демонстрационного оборудования, ноутбук, фотографии зимней природы, белого медведя, картинки животных, жилища животных, мольберт, столы, ёмкости с водой, детский крем, салфетки для рук, подносы с манной крупой.
Методические приемы: художественное слово, создание проблемной ситуации, беседа, вопросы к детям, дыхательное упражнение, пальчиковая гимнастика, упражнение на развитие грамматического строя речи, экспериментирование, художественное творчество.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними
(Дети проходят и здороваются с гостями.)
Воспитатель: Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на наше занятие?
Дети: (Дети показывают большой пальчик).
Воспитатель: Давайте подарим друг другу и нашим гостям свое хорошее настроение.
Дети сдувают настроение с ладошки.
Воспитатель: А теперь посмотрите, пожалуйста, на меня и скажите мне, какое сейчас время года? (ответы)
Вы любите зиму?
-Однажды, один фотограф, гуляя по улице, запечатлел красоту зимы. Посмотрим его фотографии? Я приглашаю вас в наш кинозал.
(Дети проходят, садятся на стулья полукругом.)
Посмотрите на эти чудесные снимки и послушайте стихотворение.
(На экране появляется фото зимних пейзажей, воспитатель читает стихотворение).
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Это замечательное стихотворение написал А. С. Пушкин.
Что поэт говорит о зиме в этом стихотворении? (полные ответы детей)
Воспитатель: А что вы можете сказать о зиме, какая она? (полным ответом)
Дети: Зима холодная, морозная.
Воспитатель: А что вы можете сказать про снег, какой он? (полным ответом)
Дети: Пушистый, мягкий, холодный, колючий, искристый, мокрый, серебристый, красивый.
Звучит в записи шум ветра, вьюги.
Воспитатель: Как вы думаете, что это?
Дети: Это ветер.
Воспитатель: Может быть легкий летний ветерок?
Дети: Нет. Это зимняя вьюга.
Воспитатель: Да, это песенка зимней вьюги. На какой звук похожа ее песня?
Дети: На звук "У"
Воспитатель: Давайте подпоем ей. А чтоб у нас получилась песенка, подойдите ко мне, наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой. Произнесите звук «У»
(Произносят звук «У» с разной силой голоса.)
Воспитатель: Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Произнесите звук «У» громко.
- Вот она стихает, и снежинки опускаются, на землю произносим тихо звук «У» (приседаем на корточки)
-Но вот с новой силой запела вьюга, и закружила снежинки, летели, летели и на поляну прилетели.
(Дети поднимаются, кружатся и перемещаются к «Центру науки».)
Воспитатель: Посмотрите, мы попали в центр науки. Перед вами картинки, на которых изображены животные и их жилища. Я вам предлагаю найти себе пару, теперь каждой паре - найти животных нашего леса, подобрать им жилище и расположить их на мольберте. Приступайте.
Итак, приглашаю первую пару.
Дети выбирают животных и подбирают им жилище.
(Беседа по картинкам)
Воспитатель: Кто это?
Ребё нок: Белка.
Воспитатель: Как называется ее жилище?
Ребё нок: Дупло
Воспитатель: Дупло чье?
Ребё нок: Беличье.
Воспитатель: Кто на этой картинке изображен?
Ребё нок: Лиса.
Воспитатель: Где она живет?
Ребё нок: В норе.
Воспитатель: Нора чья?
Ребё нок: Лисья
Воспитатель: А это кто?
Ребё нок: Волк
Воспитатель: Как называется жилище у волка?
Ребенок: Логово.
Воспитатель: Логово чье?
Ребё нок: Волчье.
Воспитатель: Назовите это животное?
Ребё нок: Медведь.
Воспитатель: Как называется его жилище?
Ребё нок: Берлога.
Воспитатель: Берлога чья?
Ребё нок: Медвежья.
Воспитатель: Молодцы, все сделали правильно. Ребята, а что вы можете рассказать о буром медведе?
Составить рассказ нам помогут наши схемы (модели)
Первый ребенок: Бурый медведь - хозяин нашего леса. Медведь питается ягодами, насекомыми, медом, рыбой, живет в берлоге. Все лето набирает жир. Зимой впадает в спячку.
Воспитатель: Кто еще хочет рассказать? (составить свой рассказ)
Воспитатель: А почему он спит зимой?
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что у нашего бурого медведя есть родственник, который живет на северном полюсе. Это белый медведь. Хотите посмотреть на него?
(Вернемся в наш кинозал.)
Белый медведь - это один из самых крупных хищных зверей на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира защищает его от сильных морозов.
Медведь – хорошо плавает. Он может плавать даже под водой.
Он охотится за рыбой, тюленями и птицами. Даже моржи могут стать его добычей.
Вот медведь вылезает на льдину из воды, он встряхнулся. (картинка) От него во все стороны полетели брызги.
А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?
Дети: Потому что он привык морозам, у него теплая, густая шерсть и ему не холодно.
Воспитатель: Чтобы понять, как медведь живет в таких условиях, я предлагаю пройти в «Центр экспериментирования».
(Дети проходят в «Центр экспериментирования».)
-Ну что, начнем эксперимент. В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте руку жиром (детский крем).
Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.
Так почему же белый медведь не покрывается льдом, попробуйте объяснить.
Дети: Потому, что его шерсть покрыта жиром. Капли воды скатываются с нее.
Воспитатель: Вот видите, ребята, как природа позаботилась о белом медведе. Мы тоже можем защитить свое лицо и руки жирным защитным детским кремом, чтобы не обморозиться.
На этом наш эксперимент закончен, вытирайте руки салфеткой.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня познакомились с белым медведем, узнали о нем много нового. Чтобы не забыть полученную информацию, я предлагаю вам нарисовать необычную картину. Для начала нам нужно подготовить наши пальчики.
(В кругу проводится пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики.)
Медведь в берлоге крепко спит, (Руки сжаты в замок)
Всю зиму до весны сопит. (Кладут руки под щеки)
Спят зимой бурундуки (Поочередно загибают пальцы)
Колючий ёжик, барсуки,
Только заиньке не спится. (Крутя большой палец на обеих руках)
Убегает от лисицы. (Большие пальцы обеих рук соединяются)
Мелькает он среди кустов (Соединяют ладони и делают «змейку»
Напутал след и был таков. (Разводят руки в стороны)
Воспитатель: Пальчики готовы? Подходим к столам (беру в руки заготовку)
(Дети проходят в "Центр творчества".)
Что вы видите?
Правильно изображение медведя, вернее контур.
Ребята, сегодня мы будем рисовать не карандашами, не акварелью, а манной крупой.
Вот поэтому наша картина и будет необычной.
И так нам потребуется: клей, кисточка, манная крупа и конечно ваши пальчики.
Сейчас берем кисточки, наносим клей только на контур медведя.
Теперь берем манную крупу и посыпаем там, где нанесли клей. Затем остатки манной крупы ссыпаем в миску. Посмотрите, ребята! у нас получились настоящие картины
Воспитатель: Какие замечательные картины у вас получились, молодцы!
Воспитатель: Понравилось вам занятие?
Что, больше всего тебе Саша понравилось (полным ответом)
Лера, что узнала нового? …. что было трудным? (полным ответом)
Воспитатель: Но вы со всем справились. В подарок вам остаются эти произведения искусства, которые вы сможете повесить в своей комнате.