светлана бакирова
Конспект НОД (интегрированное занятие) «В гостях у Марьюшки — рукодельницы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
ГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Искра»
г. о. Сызрань (коррекционный)»
Конспект НОД
(интегрированное занятие)
«В гостях у Марьюшки – рукодельницы»
для детей старшего дошкольного возраста. [/b]
Составила: воспитатель: Бакирова С. И.
Цель:
Способствовать воспитанию у детей старшего дошкольного
возраста чувства уважения и гордости за богатую, самобытную
Публикация «Конспект НОД (интегрированное занятие) „В гостях у Марьюшки — рукодельницы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
культуру своей страны. Формировать активную, творческую
жизненную позицию.
Задачи:
1. Систематизировать и закрепить знания детей о многообразии народных промыслов (дымка, матрешки, хохлома, гжель, городец, произведений устного народного творчества, народных игр.
2. Закрепить умение создавать узор на бумаге с использованием элементов росписей.
3. Способствовать расширению, обогащению словаря детей, учить соотносить старинные названия с современными
4. Воспитывать трудолюбие, уважение к людям – труженикам, мастерам народных промыслов.
Предварительная работа:
* Рассматривание с детьми альбомов и книг по народным промыслам.
*просмотр презентации «Промыслы России».
*рисование элементов, узоров разнообразных росписей, лепка дымковских игрушек. Выставка детских работ.
* разучивание народных пословиц, поговорок, игр, хороводов. Слушание русских народных песен.
Материалы и оборудование:
* расписные предметы посуды, интерьера, игрушки. Раскладная матрешка, деревянные ложки.
* аудио-записи хоровода «Во поле береза стояла», «Во саду ли в огороде», «Ах, вы, сени мои, сени».
* силуэты матрешек, наборы элементов для украшения фартуков, платочков. Детские работы «Гжельская посуда».
*силуэты дощечки и тарелочек для рисования городецкого узора.
* наборы кистей и красок. Фланелеграф.
*угощение для детей.
Ход занятия:
Дети заходят в зал, рассаживаются на стульчики. Перед ними сидит Марьюшка - рукодельница, она раскрашивает дымковскую игрушку. Звучит тихая народная песня «Во саду ли в огороде» (поет Марья).
Ведущий: Здравствуй, Марьюшка, здравствуй, рукодельница! Пришли мы к тебе с ребятами, полюбоваться на игрушки твои сказочные, песни твои послушать, да и помочь тебе.
Марьюшка:[/i] Здравствуйте, гостьи дорогие, здравствуйте, ребятушки, милости прошу в горницу мою. Вовремя вы пришли. Делаю я подарочки детушкам на потеху. А если поможете мне, так благодарна буду вам безмерно.
Ведущий: Ребята, поможем Марьюшке? Наши ребята трудиться любят, от работы не отлынивают.
Марьюшка: Любит и уважает русский народ труд. Сложил об этом много поговорок и пословиц. Вы тоже, наверно, знаете такие?
Ведущий: Конечно, Марьюшка. Давайте, дети, назовем нашей хозяюшке пословицы и поговорки о труде.
(дети по очереди встают и называют):
- Каков мастер, такова и работа.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Кто первый в труде, тому слава везде.
-Птицу узнают в полете, а человека в работе.
-Недаром говорится, что дело мастера боится.
Марьюшка: Проходите, ребятушки, посмотрите, на мои готовые игрушки. (дети подходит к столу, на котором стоят дымковские игрушки).
В Дымкове, за Вяткою-рекою
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Труженики славные живут.
Под руками глина-слой на три аршина,
Стали шарики катать, как снежки, бывало.
Глину щупать, глину мять – жирная, что сало.
Кто-то сделал индюка – распушенные бока.
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы появились на селе.
Ребенок1: Индя, Индя, Индюшок, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой: красный, белый, голубой.
Ребенок2: Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой, на спине – Егорка.
Ребенок3: Посмотри, как хороша эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво –
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет, песню тихую поет!
Ведущий: Волшебницам Вятской родной стороны
Большое спасибо сказать мы должны.
За то, что их руки не устают
И сказочных кукол для всех создают!
Ведущий: Что ж, ребятушки, делу – время, потехе – час! Давайте и мы с вами вокруг Дымково побродим, да хоровод поводим!
(Исполняется хоровод «Во поле береза стояла»)
Марьюшка Ой, спасибо, ребятушки, потешили вы меня! И хоровод у вас такой ладный да складный получился, совсем как у моих игрушек – тарарушек.
Ведущий: Мрьюшка, расскажи ребятам, что за тарарушки такие?
Марьюшка:
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Ведущий:А мы с ребятами догадались, кто это! (дети отвечают). Правильно, это матрешки! Вот и они в свой хоровод выстроились. (дети подходят к столу, на котором стоят матрешки).
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую –
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
В ней живет шестая, а в шестой – седьмая.
А в седьмой – восьмая.
Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.
-Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: - Восемь!
Марьюшка: Ох, и хороши ваши матрешки, а по - старинному – тарарушки! Круглолицые, румяные, а уж сарафаны какие яркие да нарядные. Помогите и мне украсить матрешек.
(На столах перед детьми лежит контурное изображение матрешек с наборами элементов: розан, яблочко, большая роза, колокольчик, виноград. Каждый ребенок создает свой узор).
Марьюшка: (подходит к столам, рассматривает, хвалит детей за творчество). Вот молодцы какие, порадовали вы меня!
Очень любят все матрешки разноцветные одежки!
Работать вы умеете, а вот загадки отгадать мои сможете?
Кощеем заколдована, Иваном очарована,
Зеленая подружка – царевна (лягушка).
Хитрая плутовка, рыжая воровка.
В лесу первая краса, догадались, кто?. (лиса).
Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой зовется (бабою Ягой).
Кофточка цветная, юбка расписная.
Шляпа трехэтажная, статная и важная. (дымковская барышня).
Листочки, ягодки, цветочки, стебелечек, завиток.
Здесь хозяева три цвета: черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой? (хохлома).
Ведущий: Посмотрите, ребята, какие красивые, яркие ложки, ковши, тарелочки (Дети подходят к столу, на котором выставлены предметы хохломской посуды).
Разные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Марьюшка: У меня не только посуда хохломской росписью расписана, но и стулья и столы. От этого в горнице у меня всегда светло да празднично! А уж ложки любое угощенье сделают сытным да сладким!
Ведущий: Марьюшка, а наши ребята еще и играть на ложках умеют!
(ансамбль «Ложкари» исполняют русскую народную песню под музыкальное сопровождение «Ах, вы, сени мои, сени»).
Марьюшка: Спасибо, ложкари умелые, развеселили вы меня да и ребят потешили.
Ведущий: Марьюшка, а мы с детьми не с пустыми руками к тебе пришли, а рисунки свои принесли. А на рисунках тех – посуда особая, белоснежная с тонким кружевным узором голубым. (Дети с Марьюшкой подходят к стенду, на котором развешаны рисунки - силуэтные изображения гжельской посуды).
Ребенок 1:
Синие птицы по белому небу. Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Ребенок 2:
Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье.
Русская звонкая гжель!
Ведущий: Давайте, ребята, поиграем в игру «Гончары»
(Дети потешкой "Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда? Из каких краёв пришла и цветами расцвела? " выбирают покупателя. Затем делятся на пары. Стоящий впереди ребенок присаживается на корточки и изображает горшок, стоящий сзади - продавец. Покупатель ходит внутри круга, выбирая посуду. Выбрав, интересуется:" Почем горшок? "
Хозяин отвечает: "По денежке! "Покупатель:"А крепкий? "
Хозяин: "Попробуй! "Покупатель: "Крепкий. Давай сговор! "
Хозяин: "Давай! "
Хозяин и Покупатель берутся за руки, а все дети поют: "Чичары, чичары, собирайтесь, гончары. По насту, по кусту, по лебедю горазды! " Хозяин и Покупатель бегут в разные стороны. Побеждает тот из них, кто первым прибежит и встанет около горшка.
Марьюшка: Детушки мои милые, как в поговорке русской говорится: «Веселиться – веселись, а работать не ленись». Осталось у меня одно дело – дощечки городецкой росписью расписать. Что же нарисовать мне? (Дети подсказывают, что можно изобразить коня тонконогого, с лебединой шеей, птицу с диковинным хвостом или пышную цветочную гирлянду. А еще украсить узором из завитков, сеточек).
Марьюшка начинает наносить узор на силуэте дощечки на мольберте, а дети садятся за столы, рисуют узор на силуэтах тарелочек.
По окончании работы, Марьюшка рассматривает работы детей, хвалит за усердие, старательность, красочность.
Ведущий: Вот и пришла пора возвращаться нам домой. Спасибо тебе, Марьюшка, за прием добрый, сердечный. Было нам с тобой весело, интересно.
Марьюшка: А вам, гости дорогие, спасибо за помощь. Вижу, ребята вы умелые да скорые, поэтому хочу вас угостить сушками да пряниками и вареньем малиновым, сама варила. Кушайте на здоровье да меня не забывайте! (Дети прощаются и уходят в группу).