Елена Григорьевна Быканова
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Измерение объема жидкостей»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Измерение объема жидкостей» (конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений)
Цели: расширение представлений дошкольников об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов и веществ; активизация их познавательных интересов на основе экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста „Измерение объема жидкостей“» размещена в разделах
1. Образовательные – дать детям представление о способах измерения количества жидкостей; повторить понятия «предмет-жидкость», «равно - не равно», «больше - меньше», «определение количества предметов на основе счета». Словарная работа: течь, наливать-выливать, насыпать-высыпать.
2. Развивающие – формировать навыки измерения; развивать мелкую моторику; тренировать в употреблении обобщающих слов, понятий «слева-справа».
3. Воспитательные – прививать детям интерес к экспериментальной деятельности, коллективной работе.
Оборудование: Групповая лаборатория. 100-граммовые пластиковые баночки (по количеству детей + 2 шт., прозрачные сосуды разной формы и объема (пробирки, колбы, кружка, вода, молоко, сыпучие вещества (крупа, песок, фигуры для фланелеграфа или магнитной доски (большие и маленькие геометрические фигуры, грибочки, яблочки и т. п., мяч, котята (две мягких игрушки).
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Педагог: Ребята, давайте поиграем! Становитесь в круг!
Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин! (рука в кулаке)
Много нас – а он один! (ладонь растопырить, потом показать один палец)
Эта долька – для ежа! (начинаем загибать пальцы)
Эта долька – для стрижа!
Эта долька – для утят!
Эта долька – для котят!
Эта долька – для бобра…
А для волка… Кожура! (разводим руки, потом-кисть руки вниз, качаем-«кожура»)
Он сердит на нас, беда! (беремся за голову)
Разбегайтесь кто куда! (разбегаются пальчики)
2. Мотивация. Создание проблемной ситуации.
В группу приходят два котенка, они грустные, они слышали, как дети делили апельсин, но кошки апельсины не едят. Педагог и дети угощают котят молоком, которое налито в прозрачную кружку. Но котята не хотят пить из одной посуды, им надо разделить молоко поровну.
Педагог спрашивает детей, как это сделать? Когда дети предлагают налить молоко в два блюдца, дает им разные блюдца – мелкое и глубокое. Как сделать, чтобы было поровну? Для ответа на вопрос надо сначала повторить, что дети уже знают.
3. Повторение.
Детям предлагаются разные варианты заданий на магнитной доске – сравнение сначала количества предметов, потом размера предметов (повторяются понятия «больше, меньше, равно, не равно, слева, справа».
4. Введение нового материала.
Педагог: Мы сравнивали грибочки, яблоки, геометрические фигуры – это предметы. А что такое молоко? Его можно взять в руки? А что с ним можно сделать? (рассуждения детей). Да, молоко – это жидкость. И вода тоже. (говорят дети, приводят еще примеры). Да, жидкость в руках растекается, как же нам измерить ее количество? (дети рассуждают). Да, для измерения жидкость надо поместить в какой-либо сосуд (детям показываются банки разного объема, прозрачная кружка с молоком и др.).
5. Практическая работа.
Педагог показывает детям две баночки, просит сравнить их по размеру, дети приходят в выводу, что они одинаковые. Воспитатель наливает в банки воду, разное количество, дети сравнивают.
Детям раздаются такие же баночки, и педагог просить детей налить в них воду, но всех по разному – полную баночку, полбаночки, чуть-чуть, почти полную и т. п. (можно с использование карточек). После этого дети сравнивают – у кого меньше, у кого больше.
Педагог переливает воду из двух одинаковых баночек в два разных сосуда – пробирку и колбу и спрашивает детей : «Можем ли мы теперь определить, где воды больше? Нет. Почему? Чтобы понять, где больше, что нужно сделать? Опять перелить ее в одинаковые сосуды. Теперь мы знаем, как помочь котятам?»
Детям предлагается самим разлить молоко для котят, дав три сосуда: одну 100-граммову баночку и два разных блюдца. Пусть сами разливают и объясняют.
6. Заключительная часть.
Дети провожают котят и играют с мячом в игру «Что это?» (астра – цветок, береза – дерево, вода – жидкость и т. п.).
7. После занятия.
Тем детям, кому еще интересно, предлагается самостоятельно поэкспериментировать с сыпучими предметами (крупами, песком и т. п.). Пусть сами измеряют количество крупы, насыпают-высыпают, выбирают сосуды и т. д. Другие дети наблюдают по желанию.