Наталия Объедкина
Интегрированное занятие «Бабочка-красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №122 комбинированного вида»
Конспект НОД
(итогового мероприятия для детей старшей группы)
«Бабочка-красавица»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Обьедкина Наталия Николаевна
Саранск 2019г.
Цель:
создавать условия для возникновения положительных эмоций, снятия напряжения, радости от результатов коллективной работы.
Задачи:
образовательные:
Публикация «Интегрированное занятие „Бабочка-красавица“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому — что;
продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин;
продолжать учить группировать предметы по основным признакам;
закреплять умение вырезать симметричное изображение по трафарету (бабочка) из бумаги, сложенной вдвое, самостоятельно вырезать элементы узора и симметрично располагать узор на крыльях бабочки;
развивающие:
развивать зрительную и слуховую память;
активизировать, обогащать словарный запас детей по теме,
развивать связную речь,
развивать образность речи;
развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку,
развивать общую моторику, координацию; ·
развивать воображение и творческие способности: чувство цвета, умение подбирать цвета при составлении узора;
воспитательные:
воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете, воспитывать любовь к природе, формировать представление о том, что всё в природе взаимосвязано.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
· ТСО: магнитофон, аудиозапись спокойной, лёгкой музыки;
· Наборы цветной бумаги разного цвета и размера, половинки трафаретов бабочек по одному на каждого ребенка, простой карандаш, ножницы, клей, кисти, клеёнки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: «Наша Земля красива во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда она пробуждается от зимнего сна и вся живет ожиданием тепла и солнца. Как называется это время года? (весна) Давайте встанем в круг и прочитаем стихотворение о весне».
Ты весна, весна – красна! (дети идут по кругу и руками отбивают ритм
Что с собою принесла? на каждый шаг)
Принесла я для лугов (останавливаются лицом в круг, плавными
Покрывало из цветов. движениями водят руками)
Принесла для елки (руки над головой пирамидкой)
Новые иголки.
Для осин и для берез (хлопки руками)
Свежих листьев целый воз! (поднять руки вверх и развести в стороны)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: «Расскажите, а как вы догадались, что пришла весна, по каким признакам мы её узнаём?» (тает снег и лёд, день становится длиннее, прилетели птицы)
- Скажите, а почему птицы от нас улетали? ( с наступлением холодов попрятались насекомые: жуки, мошки, гусеницы, которыми питались птицы; а раз они вернулись, значит -)
.Кинесиологическое упражнение «Перекрестные шаги»
Воспитатель:
— Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель:
— Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
Введение в тему.
Воспитатель:
— Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? ( Воспитатель читает текст:)
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам- помоги!
Воспитатель:
— А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.
( Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:)
— Закройте все глаза и повторяйте за мной:
— Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука:
«Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
.Загадки. Беседа по теме.
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
Воспитатель:
— Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее… (пчела).
Воспитатель:
— Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
— Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
— Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
— А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
— Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
— А паук – это насекомое?
— Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
— Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
— Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
— Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
— Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
— Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
— Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
— Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель:
— Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.
Игра «Разложи бабочек на группы» (на ковре).
Воспитатель:
— Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек.
Воспитатель:
— Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:
-Я разложила бабочек по форме.
Воспитатель:
— А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:
— Я разложила бабочек по цвету.
Воспитатель:
— А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:
— По размеру. Воспитатель:
— Арина, разложи бабочек по размеру.
Воспитатель:
— Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:
— Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
— Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
Воспитатель:
-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:
— Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
— Бабочка откладывает яйца.
Воспитатель:
— Кто появляется из яйца? Ответы детей:
— Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель:
— Что делает гусеница? Ответы детей:
— Она питается листьями и растет.
Воспитатель:
— В кого она превращается? Ответы детей:
— Гусеница превращается в куколку.
Воспитатель:
— Кто выходит из куколки? Ответы детей:
— Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:
— Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Рассказы детей по цепочке:
Бабочка отложила яички на цветке.
Потом появилась гусеница.
Гусеница питалась листьями и росла.
Потом гусеница превратилась в куколку.
Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, как много здесь картинок с изображениями различных бабочек. Это самые красивые насекомые. Крылатые, легкие красавицы все лето украшают поля и луга».
- Почему бабочек сравнивают с летающими цветами? Зачем бабочки садятся на цветы? (ответы детей)
( Затем воспитатель обращает внимание детей на цветочную поляну: над ней не летают бабочки. Предлагает «оживить» поляну, вырезать из бумаги разноцветных красивых бабочек.)
Воспитатель: «Вы знаете, что строение бабочек симметрично, т. е. левая и правая части их тела одинаковы. Этим мы и воспользуемся. У вас на столах лежат картонные трафареты половинок бабочек. Выберите цветной прямоугольник для своей бабочки, сложите его пополам, приложите трафарет к линии сгиба и, придерживая его левой рукой, правой обведите по контору. Вырежете, не разворачивая. Как правило, верхние крылья бабочки больше, чем нижние. А теперь разверните. Осталось придумать и наклеить узор на крылья бабочек, он может быть самым разнообразным, но одинаковый на симметричных крыльях».
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик мой-танцует,
Этот пальчик-круг рисует,
Этот пальчик-ловко скачет,
А мизинчик, мой малышка,
Ноготком скребет, как мышка,
А большой мой толстячек,
Он улегся на бочок,
А теперь все по порядку,
Пальцы делают зарядку.
Дети принимаются за работу под негромкую музыку, а педагог помогает советом, предлагает наклеить бабочкам не только узоры, но и тело, и усики.
Физ. минутка:
Как только дети заканчивают работу, педагог приглашает их взять своих бабочек и полетать над поляной (на полу наклеены цветы).
Педагог проговаривает и показывает и дети повторяют за ним: «Вот бабочка полетала и опустилась на цветок и пошла по нему, перебирая цепкими, тонкими лапками, и лепестки раскрываются ей навстречу. Бабочка начинает раскрывать свой длинный и тонкий хоботок, закрученный в спираль, опускает его внутрь цветка и пьёт нектар – самый сладкий, самый вкусный сок. Напьётся, скрутит хоботок в спираль и полетит дальше».
Дети возвращаются на места, намазывают клеем одну половинку бабочки и приклеиваю ее на панно.
Педагог: «Полюбуемся нашей поляной, какая она стала красивая, на ней растут красивые цветы и порхают легкие, разноцветные бабочки»
Дети берутся за руки и читают стихотворение:
Бабочка! Давай дружить! (движения рук вперед – назад)
Веселее в дружбе жить.
Есть в саду у нас цветы, (смыкают согнутые в локтях руки, кистями показывают раскрывающийся цветок)
Полетай над ними ты! (плавный взмах руками)
Ну, а дождь пойдет над садом, (присесть и постучать пальцами о пол)
Огорчаться зря не надо!
Ни о чем не беспокойся, (встать и руки сомкнуть над головой)
Под моей панамой скройся.
Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
— Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
— Вам понравилось быть насекомыми?
— А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
— Какая игра вам больше всего понравилась?
— Вы все сегодня были молодцы!
Релаксация. «Порхание бабочки»
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к… (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
Литература:
1) Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке», М. : «Баласс», 2002
2) Журнал «Логопед»№4,2008
3) Т. А. Фалович «Развитие речи», М. : «Вано»,2005
4) В. Н. Волчкова «Экология», ТЦ «Учитель»;Воронеж, 2004
5) Л. И. Грекова «В союзе с природой», ЦГП: М- Ставрополь, 2003
6) А. С. Галанов «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству», М. :2000.