Светлана Кувшинова
Конспект открытого НОД «Свойство бумаги» к проекту мини-музей «Волшебная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Программное содержание: уточнить представления детей о бумаги и её свойствах, процессе изготовления и её применение. Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойство бумаги.
Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.
Публикация «Конспект открытого НОД „Свойство бумаги“ к проекту мини-музей „Волшебная бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Обучающие задачи: систематизировать знания о свойствах бумаги, её видах и назначении. Формировать навыки нетрадиционной техники в рисовании пейзажей, развивать фантазию и цветоведение, внимание, память, мышление, развивать мелкую моторику рук.
Обогащение словаря: шероховатый, глянцевый, гофрированный, бархатный, тонкий, плотный, пейзаж, макулатура.
Условия проведения занятия (санитарно-гигиенические- влажная уборка группы)
Предварительная работа: знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей, рассматривание пейзажей, выполненных в нетрадиционной технике, знакомство с физической картой мира и глобусом, беседы на тему «Бумага в нашей жизни», д/и «Угадай какая бумага».
Материалы и оборудование: бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, ёмкости с водой индивидуальные салфетки, краски акварельные, чемодан для художника и рабочие места для творчества, ширма, цифры, ноутбук.
Форма организации занятия: с подгруппой детей, стоя и сидя за столом, в
свободном движении, в круге.
Методы и приё мы: игровой момент — волшебная комната, волшебные салфетки, глобус- сюрпризный момент, постановка социально-значимой цели (ребята, вы хотите быть юными друзьями леса. Что же делать, как быть? Как помочь лесам, спасти их от вырубки) Репродуктивные: что это такое?, какого цвета, назовите предметы?. Репродуктивный- самостоятельные: почему, ребята, а вы как думайте, что такое эксперимент,сравнение (какая бумага мнётся легче). Проблемная ситуация (для чего на столе мятая бумага). Творческие вопросы: (каким цветом можно нарисовать снег на белом листе бумаги). Физминутка, упражнение действия, д. и. «Найди на ощупь», «Собери чемодан для художника».
Ход занятия
Воспитатель входит с глобусом вместе с детьми, рассматривают, вращают вокруг оси и изучают.
-Дети, что это такое? (глобус).
-Что такое глобус? (это модель земли)
-А что такое модель земли? (это наша планета уменьшенная в миллион раз)
-Посмотрите внимательно на нашу планету, почему она разноцветная (на ней много разных цветов)
-Какого цвета много? (Голубого, синего)
Почему? (потому что это вода)
А какого цвета мало? (зелёного)
-Что обозначает зелёный цвет? (леса)
Как вы думайте, почему лесов мало? (они горят, их рубят, они болеют и стареют)
-А для чего рубят леса? (из леса строят дома, делают мебель и бумагу) Мы встречаемся с бумагой в нашей жизни очень часто.
-Дети, посмотрите внимательно вокруг, назовите предметы сделанные из бумаги? (книги, альбомы, глобус, карта)
Эти вещи нам нужны в д/с, в школе, дома, без них невозможно научиться чтению, письму, конструированию, грамоте.
Ребята, вы хотите быть юными друзьями леса? (да)
Но что же нам делать, как помочь лесам, спасти их от вырубки?
Как быть нам, маленьким друзьям леса?
-Мы будем любить и охранять леса.
-А как это сделать?
-Не будем жечь костры.
-Оставлять мусор.
-Ходить по тропинкам.
-Спиливать больные деревья.
-Собирать макулатуру.
Так мы с вами сбережём много лесов.
Сегодня мы с вами будем экспериментировать с бумагой. Ребята, как вы думайте, что такое эксперимент? (опыт, проба) Бумага, как и другие предметы имеет разные свойства. Все свойства бумаги мы увидим на опытах.
А сейчас небольшая физминутка
Мы сначала будем топать, а потом мы будем хлопать.
А сейчас мы вместе сядем, встанем- будем взрослым дядей. Наклонитесь ниже, ниже головой к коленям ближе А сейчас вы потрудитесь- хорошенечко прогнитесь Головой покрутите и плечами повертите Ну-ка дети, не устали, сели- встали, сели-встали.
Все руками помахали, и ко мне все подбежали А теперь мы повернёмся и все вместе засмеёмся.
А теперь нам пора в волшебную комнату познакомиться со свойствами бумаги.
Стоит ширма (открываем дверь и идём в волшебную комнату)
Экспериментально-исследовательская деятельность.
Стоит стол, на столе лежит бумага, покрытая красивой салфеткой. Дети, подойдите к столу для экспериментирования.
-Угадайте, что лежит под салфеткой? (бумага)
Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги-бумага мнётся.
Вот на столе лежит бумага разной плотности, попробуем её помять.
-Какая бумага легче мнётся плотная или тонкая?
-Бумага мнётся вся, но тонкая бумага мнётся легче и пальцы не устают. Дети, посмотрите внимательно и найдите цифру два. А что здесь лежит под
красивой салфеткой? (бумага)
Второе свойство бумаги-бумага рвётся. Возьмите тонкий кусок бумаги и начните рвать, потом рвите плотную.
-Скажите, какую бумагу рвать легче тонкую или плотную? (рвать легче тонкую, плотную труднее, устают пальцы рук.)
А сейчас мы опустим плотную бумагу в воду и через несколько минут будем её рвать.
-Как она стала рваться после намокания? (легче до намокания).
-Дети найдите цифру три, вы наверное догадались, что лежит под салфеткой (бумага
Третье свойство бумаги-бумага намокает, впитывает в себя влагу.
-Мы помоем в ёмкости с водой кисточку с синей краской, а потом опустим белую бумагу.
Почему бумага поменяла цвет? (бумага впитала в себя влагу).
-Четвёртое свойство бумаги- бумага гнётся-Возьмите в руки листы плотной и тонкой бумаги.
-Сложите лист тонкой бумаги на два прямоугольника, чётко выделите линию сгиба, о потом сложите лист плотной бумаги на два прямоугольника и так же выделите чётко линию сгиба, а потом разверните и попробуйте удалить линии.
-Получиться ли это у вас (не получиться, потому что линия оставила отпечаток на бумаге).
-Пятое свойство бумаги- бумага горит и легко воспламеняется.
-Это свойство бумаги мы не будем экспериментировать.
-Как вы думайте, почему? (потому что это опасно, может быть пожар, можно получить ожог глаз, рук).
-А если это произойдёт где-то, вы обязательно должны помочь, вызвать пожарников и скорую помощь.
-По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (01, 02, 03)
Игровая деятельность.
Игра «Найди на ощупь»
У нас сейчас будет интересная игра, мы будем определять на ощупь
плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы закроем шарфом. Дети подходят к столу, педагог завязывает глаза
даёт им в руки кусок бумаги, дети определяют, какая бумага (шероховатая,
глянцевая, тонкая, бархатная, гофрированная).
Игра «Собери чемодан для художника»
Здесь на столе очень много разных предметов, которые нужны людям
разных профессий. Среди них есть вещи, очень нужные художнику. Но их надо найти. Поможем художнику (да). Дети выбирают предметы: палитра,
краски, бумага, кисти, мелки Но дети не кладут мятую бумагу, которая
лежит на столе.
-Дети, как вы думайте, для чего на столе мятая бумага? (испортил рисунок, расстроился, решил выбросить, проводил опыт).
А знаете ли вы о том, что на бумаге рисуют, бумагой. Для этого надо помять бумагу, сделать себе небольшой тампончик и рисовать. Надо вам дорисовать пейзаж.
-А что такое пейзаж? (это картины то природе).
-Ребята, обратите внимание, как у нас красиво в группе, висят красивые пейзажи, стоит лес в зимнем наряде, на земле снег.
-Вы наверное тоже хотите нарисовать что-то красивое, зимнее.
-А каким цветом можно нарисовать снег на белом листе бумаги? (синем, голубым, розовым.).
Самостоятельная практическая деятельность (дети рисуют мятой бумагой, звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Зима. Январь»).
-Какой пейзаж понравился больше всего? Почему?
-Дети, а вы знаете стихи о зиме, о снеге.
-Дети читают стихотворение И. З. Сурикова «Зима».
-Понравилось ли вам наше занятие? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге?
-Какой опыт вам понравился больше всего? Почему?
-Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни? (на ней рисуем, пишем, делаем оригами, обрывную аппликацию).
-Ребята, вы молодцы, активно и с интересом участвовали в экспериментирование с бумагой. Показали хорошие знания, правильно отвечали на поставленные вопросы. Эти знания умело применяйте в повседневной жизни. Эту бумагу мы поместим в наш групповой мини-музей «Бумага».
-А как вы будете бороться за сохранение наших лесов? (собирать макулатуру, хранить книги, посадить дерево. Любить свой край, природу) -Молодцы, вы настоящие друзья леса.
Вот вам задание на дом. Попробуйте дома провести опыт, как мокрая бумага прилипает к стеклу, выполнить аппликацию обрывания.
А потом нам расскажите об этих экспериментах.
А теперь нам пора возвращаться из волшебной комнаты в группу (выход
через ширму)