Елена Запоточная
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе «Снежинка-капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе
«Снежинка – капелька»
Тип занятия : интегрированное
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.
Познавательное развитие: закрепление знаний детей о музыкальных понятиях, музыкальных инструментах.
Речевое развитие: Расширение активного словаря дошкольников.
Публикация «Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе „Снежинка-капелька“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Снежинка
- Снежинки. Конспекты занятий
- Снежинки. Поделки и рисунки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Физическое развитие: Развитие двигательной активности в играх и танцах.
Художественно – эстетическое: Развитие у детей чувства прекрасного посредством воздействия музыки.
Возрастная группа : Подготовительная.
Цель: Содействовать формированию у детей музыкального восприятия средствами музыкально - ритмической деятельности и танцевальных упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес к окружающему миру, посредством классической музыки, используя здоровьесберегающие технологии - ритмопластику и логоритмику.
Образовательные задачи:
1. Учить детей высказываться о характере и содержании музыки, давая полные ответы на вопросы.
2. Учить детей воспринимать и изображать музыкальные образы, посредством пластического интонирования в процессе слушания классической музыки.
3. Совершенствовать певческие умения и навыки: звукообразование; красоту звуковедения;
точность, внятность, ясность певческой дикции; правильность дыхания, точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни; слаженность ансамбля.
4. Учить правильно передавать мелодию и ритм песни без музыкального сопровождения.
5. Учить удерживать дыхание до конца музыкальной фразы.
6. Формировать умение детей соединять пение с выразительными движениями.
Развивающие задачи:
1. Развивать ритмопластические способности детей.
2. Развивать музыкальный слух, память, моторику, координацию движений, чувство ритма.
3. Активизировать ассоциативное и образное мышление.
4. Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации, в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
5. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции.
6. Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей чувство эмоционального переживания музыки.
2. Прививать навыки вежливого поведения, воспитывать любовь и положительное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе.
3. Воспитывать самостоятельность, активность.
4. Воспитывать любовь к музыке.
Оздоровительные задачи:
1. Укреплять костно-мышечный аппарат, развивать дыхание, моторные функции, правильную осанку, походку, грацию движений.
2. Улучшать психоэмоциональное состояние детей.
Музыкально ритмические упражнения
1. Ритмопластика «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского.
- Учить детей воспринимать и изображать музыкальные образы посредством пластического интонирования в процессе слушания классической музыки.
- Активизировать ассоциативное и образное мышление.
- Развивать фантазию.
2. Логоритмика «Снег, руками нагребая»
- Учить детей двигаться в характере музыки, точно передавая её темповые и метроритмические особенности.
- Развивать чувство ритма и быстроту реакции.
Пение
1. Вокальная распевка «Мы поём»
- Продолжать учить детей произносить на одном дыхании длинную фразу.
- Закреплять умение детей петь долгие звуки в конце музыкальной фразы.
- Развивать способность различать звуковысотное движение мелодии вверх и вниз.
1. «Вот уж зимушка проходит» русская народная песня
обр. П. Чайковского
- Учить правильно передавать мелодию и ритм песни без музыкального сопровождения.
- Совершенствовать способности и умение детей соединять пение с выразительными движениями в хороводе.
- Развивать мелодический слух.
- Развивать произвольную память и внимание.
- Воспитывать доброе отношение к русским народным праздникам и традициям.
Слушание
«Рассвет на Москве – реке» М. П. Мусоргский
- Учить детей высказываться о характере и содержании музыки, давая полные ответы на вопросы.
- Способствовать развитию мышления и фантазии в процессе восприятия классической музыки.
- Развивать чувство ритма с помощью игры на музыкальных шумовых инструментах.
- Воспитывать и формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение русского композитора.
Игра
Игра - упражнение «У медведя во бору»
- Развивать общую моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве.
- Способствовать активизации всех видов внимания и памяти.
- Развивать певческие данные и дыхание, посредством артикуляционного упражнения.
- Воспитывать эмоциональную неустойчивость.
Дети заходят в музыкальный зал под музыку П. И. Чайковского «Подснежник». На экране СЛАЙД №1 с изображением четырёх времён года. Стульчики стоят в один ряд полукругом перед фортепиано. Дети проходят к стульчикам.
М. Р. поёт «Здравствуйте, ребята» (поступенное движение от 1 ступени к 5) Дети – поют «Здравствуйте» (нисходящее тоническое трезвучие)
М. Р. – А теперь поздоровайтесь с нашими гостями. (дети поворачиваются к гостям и поют)
М. Р. и Дети – «Здравствуйте!» (нисходящее тоническое трезвучие)
Музыкальный руководитель обращает внимание на осанку детей, даёт указания.
Первая часть «Зима»
М. Р. - Сегодня на занятии мы послушаем новые музыкальные произведения, споём знакомую песню, станцуем танец и поиграем. А чтобы было интересней, мы будем путешествовать с вами по временам года вместе с маленькой снежинкой. Снежинка спряталась под этими картинками. Нужно подумать, под какой из них? Кто покажет? (на столе разложены картинки с временами года, выходит ребёнок и показывает на нужную картинку)
М. Р. - Почему ты так думаешь? Какое время года изображено на этой картинке? (ребё нок отвечает: - Зима. Поднимает картинку, находит снежинку)
М. Р - А вот и наша снежинка! Спасибо. Она волшебная! Снежинка рассказала мне о своих приключениях. А я хочу поделиться с вами её интересным рассказом. Посмотрите на экран.
– Когда пришла зима, с неба падали и падали лёгкие снежинки. СЛАЙД №2 Но они не просто спускались на землю, а весело кружились в дружном танце. СЛАЙД №3. Среди остальных была и наша снежинка. Сейчас прозвучит музыкальное произведение П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», которое мы с вами уже слушали на прошлых занятиях. Кто вспомнит и скажет мне, какая музыка по своему характеру?
Дети - Чарующая, волшебная, стремительная, прозрачная.
М. Р - Давайте мы изобразим танец снежинок и своими движениями постараемся передать характер этой волшебной музыки.
Ритмопластика «Вальс снежных хлопьев»
(муз. руководитель поворачивает кистями рук «фонарики» в разные стороны, вверх, вниз, круговые движения, змейкой и т. д.)
М. Р. Молодцы, вы хорошо почувствовали характер этой музыки и красиво изобразили снежинок. Они у вас были похожи на маленькие сверкающие звёздочки.
Снежинка и её подружки - снежинки покружились и легли на землю. Дети увидели много снега и вышли на улицу поиграть. СЛАЙД №4 Давайте и мы поиграем в игру «Снег, руками нагребая». Вспомним, как зимой лепили снеговика.
Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной слова песни чётко, ритмично, и также ритмично выполняйте все движения, слушайте внимательно музыку. СЛАЙД №5.
(дети стоят возле стульчиков, выполняют движения)
Логоритмика «Снег, руками нагребая»
М. Р. - Молодцы, вы старались ритмично выполнять движения под музыку. Присаживайтесь. Дети садятся на стульчики
Вторая часть «Весна»
М. Р. – Зима прошла, и какое время года наступает после зимы? (ответы детей) Тёплая весна. СЛАЙД №6. Снежинка растаяла и превратилась в капельку воды. СЛАЙД №7
М. Р. - Капельки на землю все упали,
Ручейками по земле быстро побежали. СЛАЙД № 8 Давайте и вы сейчас превратитесь в ручеёк. Легко на носочках, змейкой бегите друг за другом, руки поставьте на пояс, не догоняйте и не отставайте друг от друга. Постарайтесь остановиться возле цветка.
Упражнение «Ручеёк»
(дети бегут змейкой по залу между, разложенными заранее, цветами и останавливаются, каждый возле своего цветка.)
М. Р. – Ручеёк, нагревшись под солнцем, напоил землю, отогрел её и на ней появилась зелёная трава и весенние цветы. СЛАЙД № 9 Посмотрите, сколько и у нас сегодня много цветов. На что это похоже? (ответы детей) На красивую цветочную поляну. Вспомните, на каком празднике вы танцевали с этими цветами? (ответы детей) На празднике для бабушек и мам. Оденьте, пожалуйста, эти замечательные цветы и станцуйте с ними. Дети одевают цветы на руки.
М. Р. Старайтесь выполнять движения все одновременно, в одном и том же ритме.
Танец с цветами «Праздник бабушек и мам»
М. Р. – Молодцы ребята. Вы хорошо выполняли подскоки и старались выполнять все движения одновременно и ритмично. (Дети остаются стоять на месте)
М. Р. Ребята, повернитесь, пожалуйста, и посмотрите на экран. СЛАЙД № 10 Как называется этот весенний полевой цветок? Одуванчик. Сначала одуванчики жёлтые. А когда отцветут, они станут какими? Белыми и пышными. Если на них дунуть, то пушинки разлетятся во все стороны. Представьте себе, что мы сейчас будем дуть на одуванчик. Сделайте глубокий короткий вдох через нос, плечи не поднимайте, задержите дыхание и медленно подуйте на одуванчик. Вот так. Это дыхательное упражнение поможет вам правильно дышать во время пения.
Упражнение на дыхание.
М. Р. А сейчас споём вокальную распевку «Мы поём». Дыхание удерживайте до конца музыкальной фразы и протяжно пойте долгий звук в слове «поём». (Муз. руководитель поёт распевку) Приготовились, начали.
Распевка «Мы поём»
М. Р. – Молодцы. Вы старались удерживать дыхание и пели лёгким, напевным звуком.
- А сейчас я прохлопаю ритмический рисунок знакомой вам весенней песни, а вы угадайте, как она называется.
Муз. руководитель прохлопывает ритм песни. Ответы детей.
М. Р. - Правильно - это русская народная песня «Вот уж зимушка проходит». Скажите, как называется праздник, на котором вы пели эту песню? (Масленица) СЛАЙД № 11 Давайте споём эту песню в хороводе. Постройте круг. - Марк и Ангелина, соберите, пожалуйста, цветы и отдайте Ольге Владимировне.
Дети строят круг, двое детей собирают цветы и отдают воспитателю.
М. Р. – Сначала повторим слова. Для этого мы будем петь по цепочке. Чётко произносите согласные звуки в конце слов «проходит, уводит, приводит». Старайтесь чисто интонировать мелодию песни. Берите дыхание вначале каждого куплета и между музыкальными фразами. (Дети поют по цепочке, повторяют все куплеты. Муз. руководитель играет на пианино)
- А теперь спойте песню все вместе от начала до конца с движениями. Выполняйте хороводный шаг на каждое слово. Начинайте петь сразу после музыкального вступления самостоятельно. Удерживайте дыхание до конца музыкальной фразы.
Хоровод «Вот уж зимушка проходит» (звукозапись)
М. Р. Молодцы. Вы пели выразительно и смогли передать весёлое тёплое настроение этой песни. Присаживайтесь на свои стульчики. Дети садятся на стульчики
Третья часть «Лето»
М. Р. - А что же случилось с нашей снежинкой- капелькой дальше? За весной наступило, какое время года? Жаркое лето. На рассвете Снежинка – Капелька превратилась в росу. СЛАЙД № 12 Скажите, что такое рассвет? Это раннее утро. Природа только начинает пробуждаться.
Великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский СЛАЙД № 13 очень интересно изобразил раннее утро в своей музыке. Он назвал своё музыкальное произведение «Рассвет на Москве – реке». СЛАЙД № 14
Кто знает, что такое Москва – река?
Это главная река города Москвы. Как замечательно в музыке передаётся картина пробуждающейся русской природы! Сейчас послушайте это музыкальное произведение и представьте себе раннее утро на Москве – реке. А затем скажите, о чём нам рассказывает эта музыка? (Звучит фрагмент, ответы детей)
М. Р. - Нежные звуки скрипок и флейты похожи на пробивающийся солнечный свет на рассвете. Это звучит как первые проблески света утром.
В старину люди просыпались очень рано, вместе с солнцем и отправлялись на работу. Чтобы им было веселей, они напевали песню.
В этом произведении звучит мелодия, она такая привольная, такая распевная, такая русская. Послушайте её и скажите, что хочется делать под эту мелодию? Звучит фрагмент СЛАЙД № 15
Дети - Под эту мелодию хочется петь и водить хоровод.
Утром на рассвете кричат петухи. СЛАЙД № 16 Послушайте, как музыка изображает крик петуха и вместе со мной простучите деревянными ложками ритмический рисунок. Вот так: «ку-ка-ре-ку», «ку-ка-ре-ку». - Возьмите ложки под стульчиками.
Дети играют на деревянных ложках
На рассвете начиналась служба в церкви. СЛАЙД № 17 И созывал людей в церковь колокольный звон. СЛАЙД № 18 Среди маленьких есть большой, огромный колокол. СЛАЙД № 19 Давайте вместе попробуем передать ритм большого колокола с помощью колокольчиков. А затем скажете, какая была музыка по своему характеру? Звучит фрагмент, дети играют на колокольчиках
Дети – Музыка тяжёлая, мощная, громкая, сильная, как колокол.
М. Р. СЛАЙД № 20 - Чем выше поднимается солнце, тем раздольнее и громче звучит мелодия. Картина восхода солнца живо встаёт перед глазами. Послушайте. Звучит фрагмент
Солнце взошло высоко, поэтому в конце произведения музыка растворяется в тишине. Слышны только отдельные отрывистые звуки, словно капельки играют и сверкают на воде. Звучит фрагмент
Давайте изобразим эти капельки с помощью треугольника.
Дети играют на треугольниках.
М. Р. Ребята, скажите, как называется это музыкальное произведение? Кто его сочинил? На следующем занятии мы продолжим слушать это произведение и исполним его в оркестре.
Четвёртая часть «Осень»
М. Р. –Ну а что же произошло с нашей снежинкой дальше? Под тёплыми лучами солнца роса испарилась и превратилась в пар. СЛАЙД № 21 Наша снежинка стала Снежинкой – Паринкой. Она поднялась высоко вверх и превратилась в тучку СЛАЙД № 22 Налетел ветер, стало холодно и тучка закапала дождиком. Снежинка превратилась в Дождинку. Как вы думаете, какое время года наступило? Наступила осень СЛАЙД № 23
Осенью в лесу много грибов и ягод. СЛАЙД № 24 Посмотрите, как ёжик и медведь собирают грибы и ягоды. Какую ягоду любит медведь? (Малину). Представьте себе, что вы тоже пришли в лес собирать ягоды и грибы. Давайте изобразим это своими движениями и вспомним игру «У медведя во бору». Проговаривайте чётко каждое слово, двигайтесь одновременно со словами.
Дети выходят на середину зала и становятся в шахматном порядке.
Логоритмическое упражнение - игра «У медведя во бору»
В конце упражнения дети бегут по кругу. Останавливаются и остаются стоять в кругу.
М. Р. - За осенью снова наступила зима и Дождинка превратилась снова в Снежинку. (муз. руководитель показывает снежинку) И так происходит круглый год.
М. Р. Ребята, скажите, что нового было на музыкальном занятии?
Дети - Мы слушали музыкальное произведение : «Рассвет на Москве – реке». М. Р. - В какие игры вы играли?
Дети - «Снег руками нагребая» и «У медведя во бору».
М. Р. - Какие песни мы повторили?
Дети - «Мы поём», «Вот уж зимушка проходит».
М. Р. – Ребята, когда вы заходили в музыкальный зал, звучала музыка, которую сочинил П. И. Чайковский. И называется она «Подснежник». Эта музыка про весну и мы будем слушать её на следующих занятиях. Молодцы. Вы хорошо справились со всеми заданиями, но те, у кого что то не получалось, постараются исправить в следующий раз.
Так как наша Снежинка волшебная, она приготовила для вас небольшой сюрприз. (в пакете угощения) Ольга Владимировна покажет вам его в группе. Наше занятие закончилось. До свидания.
Дети уходят под музыку П. И. Чайковского «Подснежник». СЛАЙД № 25