Ольга Яковлева
Интегрированное коррекционное занятие «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук и артикуляционной моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное коррекционное занятие
«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук и артикуляционной моторики» для обучающихся с ТМНР
учитель-дефектолог Яковлева О. В.
Актуальность темы
Публикация «Интегрированное коррекционное занятие „Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук и артикуляционной моторики“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мелкая моторика
- Темочки
Проблема развития мелкой моторики в школьном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Движение артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики, то есть системы упражнений для развития речевых органов. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук и артикуляционной моторики является нетрадиционные методики. Для формирования мелкой моторики рук и артикуляционной моторики используются :
• су-Джок терапия;
• нейропсихологическая игра;
• кинезиологическая игра;
• биоэнергопластика;
• игры с прищепками.
Цели
• развивать мелкую моторику, координацию движения и гибкость пальцев рук;
• развивать артикуляционную моторику;
в процессе работы над мелкой моторикой совершенствовать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь детей;
Задачи
• улучшать моторику рук, координацию движений кистей, пальцев рук детей;
• развивать артикуляционную моторику;
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными методиками;
развивать внимание, творческие способности, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение чувство ритма, развивать высшие психические процессы;
• формировать умение работать в коллективе;
• учить координировать свои действия;
Ход занятия
Биоэнергопластика
1. Упражнение «Лягушка».
Цель: формирование умения удерживать губ в улыбке.
Положение губ:
Инструкция: Широко улыбнуться, не показывая зубы, удерживатьгубы в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Положение руки:
Инструкция: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямленные и сомкнуты, ладонь направлена в низ. На счет 1 ладонь немного прогибается, пальцы слегка направлены вверх. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.
2. Упражнение «Хоботок».
Цель: формирование умения удерживать губы в вытянутыми вперед.
Положение губ:
Инструкция: Сомкнутые губы вытянуть вперед, удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Положение руки:
Инструкция: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямленные и сомкнуты, ладонь направлена в низ. На счет 1 пальцы собираются вмести, образуя хоботок. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.
3. Упражнение «Заборчик».
Цель: формирование умения удерживать губы в улыбке, обнажая зубы.
Положение губ:
Инструкция: широко улыбнуться, обнажая зубы, удерживатьгубы в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Положение руки:
Инструкция: кисть руки находится горизонтально, пальцы образуют широкую трубочку. На счет 1 пальцы немного сгибаются и расходятся в стороны. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.
4. Упражнение «Пятачок».
Цель: формирование умения вращать вытянутыми вперед губами.
Положение губ:
Инструкция: вытянуть губы вперед, под счет поворачивать губы влево, вправо, поднять вверх, опустить вниз, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Положение руки:
Инструкция: Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты, образуют хоботок. На счет 1 повернуть кисть в право, в лево, поднять вверх, опустить вниз. Затем вернуть в исходное положение.
5. Упражнение «Кролик».
Цель: формирование умения расслаблять мышцы губ.
Положение губ:
Инструкция: широко улыбнуться, открыть рот, верхними передними зубами покусывать нижнюю губу, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Положение руки:
Инструкция: Кисть руки находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты и согнуты над большим пальцем, 4 согнутых пальца имитируют покусывание.
6. Упражнение «Трубочка».
Цель: формирование умения удерживать губы в широкой трубочке.
Положение губ:
Инструкция:Вытянуть губы вперед в виде широкой трубочки, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Положение руки:
Инструкция: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1пальцы образуютширокую трубочку. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.
Игры с разноцветными прищепками
1. Игра Повтори скороговорку «Пчела».
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги скороговорки:
Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,
Лы-лы-лы – жало у пчелы.
2. Игра «Солнышко».
Отгадайте загадку:
Светит, сверкает, всех согревает.
Что это?
(солнце).
Логопед. Правильно, это солнце. Как ласково называем его? (Солнышко.)
- Чего нет у нашего солнышка? (Лучиков.)
- Какого цвета лучики у солнца? (Желтого.)
- Давайте подарим солнышку волшебные, добрые лучики, чтобы светило и грело еще сильнее.
(Участники) выбирают из коробки желтые прищепки и «возвращают» солнцу лучи.
Солнышко утром рано встаёт.
Лучики тянет – тепло нам даёт.
3. Игра «Тучи»
Отгадайте загадку:
Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже — тем дождик ближе.
Что это?
(туча). Логопед. Правильно, это туча. Туча закрывает солнышко и начинается дождь. Даем детям заготовки тучи. Дети выбирают из коробки синие прищепки и прикрепляет к туче дождик. Прикрепить прищепки на тучку.
Тучка солнышко закрыла,
Землю дождиком умыла!
Биоэнергопластика
1. Упражнение «Лопатка».
Цель: формирование умения удерживать язык широким в спокойном и расслабленном положении.
Положение губ:
Описание:Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Описание: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 кисть руки опускается вниз. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.
2. Упражнение «Парус».
Цель: формирование умения удерживать язык за верхними зубами.
Положение губ:
Описание: Улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние зубы, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
3. Упражнение «Чашечка».
Цель: формирование умения удерживать язык в форме чашечки.
Положение губ:
Описание: Вытянуть губы в широкую трубочку, открыть рот и сделать язык в форме чашечки, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Положение руки:
Описание: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вверх. На счет 1 пальцы собираются и образуют чашечку. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.
4. Упражнение «Иголка».
Цель: формирование умения удерживать язык острым и напряженным.
Положение губ:
Описание: Улыбнуться, открыть рот и сделать острым, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Положение руки:
Описание: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 пальцы смыкаются в кулак, остается лишь указательный палец. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.
5. Упражнение «Киска сердится».
Цель: формирование умения удерживать язык за нижними зубами.
Положение губ:
Описание: Улыбнуться, открыть рот, приклеить язык за нижние зубы, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Положение руки:
Описание: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 пальцы сгибаются, образуя мостик. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.
6. Упражнение «Грибок».
Цель: формирование умения поднимать язык вверх.
Положение губ:
Описание: Улыбнуться, открыть рот, приклеить язык к небу, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Положение руки:
Описание: Кисть одной руки находится горизонтально, пальцы немного согнуты, образуя шляпку грибка, ладонь направлена вниз. Вторая ладонь находится вертикально, образуя ножку грибка. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.
Пальчиковые игры с шариком массажером Су – Джок
Пальчиковая игра «Зайки»
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
Сказка «Ежик на прогулке»
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке) .
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.
Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Физкультминутка «Хорошее настроение»
Ребята вы наверное устали, давайте немного отдохнем под веселую музыку (слайд с песней «хорошее настроение». Сделаем большой круг.
1. Потягивания — ноги на ширине плеч, тянемся вверх на носочках и одновременно поднимаем руки, опускаемся.
2. Плавные движения головой вперёд и назад.
3. Повороты — в движении участвует только корпус: на вдохе поворачиваемся корпусом в одну сторону, на выдохе возвращаемся в положение прямо, затем меняем сторону поворота.
4. Неглубокие приседания с вытянутыми вперёд руками и крепко прижатыми к полу пятками.
5. Упражнение для плеч: поднимаем и опускаем плечи. Усложнё нный вариант: плечи поднимаются и опускаются по очереди.
6. Наклоны: наклоняемся, стараясь дотянуться пальцами до пола, если сложно — колени можно согнуть.
7. Прыжки на двух ногах.
8. Упражнение на стабилизацию дыхания.
Молодцы, здорово у вас получилось (дети присаживаются на свои места).
Нейропсихологическая игра
Посмотрите, что я для вас приготовила (учитель показывает дорожки). Сейчас мы погуляем по этим дорожкам (показ, объяснение как нужно одновременно проходить путь). Приглашаются поочередно по два ребенка к столу учителя для прохождения задания. Каждый ребенок участвует в задании. Понравилось ли вам ребята играть.
Кинезиологическая игра
Вот еще интересное задание, но для начала посмотрите на меня и хорошо запомните. Прямоугольник это ладонь, круг (кулак, овал (ребро) учитель показывает три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Учитель вместе с детьми выполняет сначала правой рукой, потом левой, затем двумя одновременно. Далее предлагаются детям опорные таблички для прохождения задания.
Рефлексия
Игра «Снежный ком».
Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.