Татьяна Куракина
Интегрированное итоговое занятие в группе комбинированной направленности «Летят перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать родителям и педагогам приобретённые за учебный год знания, умения и навыки в разных образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
вызвать интерес к окружающему миру;
формировать реалистические представления о природе;
расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;
расширять словарь в рамках лексической темы «Дикие птицы»;
Публикация «Интегрированное итоговое занятие в группе комбинированной направленности „Летят перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
пополнять словарь глагольной лексикой;
закреплять навык словообразования;
закрепить навыки звукового анализа и синтеза;
упражнять в построении связного и выразительного высказывания.
Коррекционно-развивающие:
активизировать внимание и память;
развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, закреплять навыки классификации и обобщения;
формировать мелкую моторику, динамическую координацию, точность выполнения движений в заданном темпе и ритме.
Коррекционно-воспитательные:
формировать эмпирические знания и категориальные представления об объектах и явлениях живой природы, навыки природно-охранительной деятельности и экологических представлений, навыки коллективной деятельности.
воспитывать любовь к природе, диким птицам, бережное отношение к ним;
воспитывать культуру речи, общения.
Предварительная работа:
наблюдение за приметами весны в природе на прогулках;
привлечение внимания к наблюдению за прилётом птиц;
обсуждение пользы, которую приносят птицы; раскрытие значения слова пернатые; закрепление понятий «зимующие птицы» и «перелётные птицы
рассматривание картинок, презентаций с изображением птиц, ознакомление со строением их тела;
составление описательного рассказа о воробье, вороне, ласточке по схеме и предметным картинкам;
беседы по прочитанным рассказам о птицах Н. Сладкова, В. Бианки, Г. Скребицкого, Г. Снегирёва, И. Соколова-Микитова; чтение и обсуждение сказок «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», Г. -Х. Андерсена, «Серая Шейка» Д. Мамина-Сибиряка;
беседа о правилах поведения в природе.
Оборудование:
интерактивная доска, ноутбук,
аудиозапись пения птиц в лесу поздней весной, мелодии «Журавли (муз. П. Мориа) из телепередачи «В мире животных», запись песни «Аист на крыше» в исполнении С. Ротару;
картинки с изображением перелётных и зимующих птиц;
оборудование для звуко-слогового анализа;
бутафорские монетки для счёта;
оборудование для аппликации;
фигуры из фоамирана - сорока в гнезде; полянка с одуванчиками, аист в гнезде, курица с сюрпризами для детей;
оборудование для эксперимента (на каждого ребёнка) : бумажные перья, растительное масло, кисточки, пипетки, влажные салфетки;
медали «Юный эколог».
I. Вводная часть
Логопед читает стихотворение И. Никитина «Полюбуйся, весна наступает».
Дидактическое упражнение «Назови «весенние» слова»
Л о г о п е д. Ребята, назовите «весенние» слова.
Д е т и. Яркое солнце, голубое небо, потепление, тает снег, сосульки, звенит капель, тает лёд, ледоход, урчат ручьи, проталины, подснежники, пробуждение природы, свежий воздух, тёплый ветер, прилёт птиц, щебет птиц…
Звучит аудиозапись пения птиц в лесу поздней весной.
Что вы услышали?
Д е т и. Пение птиц.
Л о г о п е д. Где моно услышать пение такого большого количества птиц?
Д е т и. В лесу.
II. Основная часть
1. Речевое развитие проводит учитель-логопед
Л о г о п е д. Сегодня мы будем путешествовать вместе с птицами по нашему краю. Давайте повторим приметы весны. Пришла весна.
Включается на интерактивной доске слайдовая презентация.
Д е т и. (По картинкам презентации). 1. Солнце греет с каждым днём сильнее. 2. Снег начал таять. 3. С крыш свесились хрустальные сосульки, и началась капель. 4. На полях и лесах появляются проталины. 5. Вода звонкими ручейками сбегает с земли в реки. 6. На реках начался ледоход. 7. День заметно прибавляется. 8. Оживают растения. 9. Просыпаются насекомые. 10. Вот в эту самую пору начинают прилетать птицы из дальних краёв. 11. Прилетев, они радостно кружатся над родными гнёздами. 12. У них начинаются весенние заботы, они поправляют старые гнёзда и вьют новые, откладывают яйца, выводят птенцов, кормят их мухами, комарами, гусеницами.
Дидактическая игра «Полетаем вместе с птичками».
Л о г о п е д. Я предлагаю вам «превратиться» в птичек и полетать вместе с ними в воздушном пространстве. Присядьте на ковёр, закройте глаза и внимательно слушайте.
Звучит мелодия «Журавли» к телепередаче «В мире животных».
Птицы могут летать высоко,
Пролетать над озёрами синими,
Улетать от гнезда далеко,
Ввысь взлетать над горами красивыми.
Облететь они могут лес,
Залететь за башни высокие,
Подлететь под низкий навес,
Перелететь через рвы глубокие.
Прилетают они весной,
Отлетают с осенней стужей,
Вылетают из гнёзд порой
И подолгу, прощаясь, кружат.
Л. Парамонова
Кто запомнил похожие (родственные) слова и может их назвать?
Дети отвечают.
Л о г о п е д. Мы сейчас разделимся на две команды и выполним такие задания: одна подгруппа будет работать со схемами для определения места звука в слове. Нужно будет определить, где слышится гласный звук А в названиях птиц.
Дети 1 подгруппы садятся за столы и разбирают картинки с изображением птиц : АИСТ, ЛАСТОЧКА, СОВА, СИНИЦА, ВОРОНА, УТКА, ГРАЧ, СОРОКА, ЖУРАВЛЬ.
Дети 2 подгруппы при помощи палочек определят количество слогов в названиях птиц, так же по картинкам; ВОРОБЕЙ, ДЯТЕЛ, ЛЕБЕДЬ, ГУСЬ, ГОЛУБЬ, СНЕГИРЬ, СВИРИСТЕЛЬ и т. д.
Л о г о п е д. Вы знаете, что птицы бывают перелётные и зимующие. Сейчас мы разделим птиц на зимующих и перелётных.
Физкультминутка
Игра-эстафета «Зимующие – перелётные птицы». Дети из общего числа птиц выбирают нужную птицу и относят её либо к зимующим птицам, либо к перелётным.
2. Познавательное развитие проводит воспитатель
Беседа с детьми:
Что такое «Красная книга»?
Для чего она нужна?
Как мы должны беречь живую природу?
Воспитатель показывает детям знаки «Правила поведения в лесу» и разбирает каждый знак с детьми.
Дидактические игры «Что общего?», «Четвёртый лишний» с помощью интерактивной доски.
На доске изображения домашних, перелётных и зимующих птиц, дети выполняют задания воспитателя.
Воспитатель загадывает загадку:
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна,
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи,
Хоть кого увидит - вмиг
Поднимает стрёкот-крик.
показывает сороку в гнезде.
-Ребята, что интересного вы можете рассказать про сороку?
Дети:
Хвост равен длине тела, крепкие лапы, сильный клюв, любопытная, сорока относится к очень умным птицам.
Воспитатель:
-как сороку называют?
Дети:
-сорока – белобока, сорока-воровка, болтушка, трещетка, длиннохвостая.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите в гнезде у сороки лежат монеты, а разве сороки умеют считать?
Дети:
-Нет!
Воспитатель:
-Давайте ей поможем сосчитать монеты.
Воспитатель приглашает детей на ковёр. В центре ковра находится гнездо с сорокой.
Работа на ковре (счёт монет, математические игры.)
Эксперимент о свойстве птичьего пера
В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Давайте проведём эксперимент.
- У вас бумажное перо, нанесём кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается так же, как с перьев птиц. Не зря гласит пословица: «Как с гуся вода».
Проблемная ситуация.
Воспитатель обращает внимание детей на полянку с одуванчиками.
В о с п и т а т е л ь. Ой, какие красивые одуванчики! Сейчас нарву много одуванчиков и сплету себе венок!
Д е т и. Нет нельзя рвать одуванчики!
В о с п и т а т е л ь. Почему
Дети объясняют.
В о с п и т а т е л ь. Правильно, ребята! Нельзя рвать цветы, чтобы их потом выбросить. А я предлагаю вам не рвать одуванчики, а сделать красивую открытку с одуванчиками и подарить их нашим гостям.
Работа за столами (аппликация из цветной бумаги и салфеток).
Дети выполняют работу и дарят гостям.
III. Заключительная часть
Воспитатель приглашает детей в круг. В кругу стоит аист в гнезде.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, что интересного вы знаете об этой птице?
Д е т и: Аисты крупные и красивые птицы, перелет совершают днем, над морем не летают, на земном шаре 17 видов аистов, живут рядом с человеком, голос птенцов напоминает мяуканье кошки, занесен в Красную книгу.
Дети под аудиозапись песни в исполнении С. Ротару «Аист на крыше» танцуют танец.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите, кто это?
Д е т и. Курица.
В о с п и т а т е л ь. Курица это птица?
Дети: Да!
Воспитатель. Какая?
Дети. Домашняя.
Воспитатель. Недавно был праздник Светлой Пасхи, и об этом празднике расскажет Настя.
Ребёнок рассказывает о празднике Светлое Христово Воскресение.
Воспитатель. Ребята посмотрите, а курочка с секретом. Под курочкой вам угощение (яйца в фольге).
Сюрпризный момент
Итог занятия :
В о с п и т а т е л ь. Ребята, мы сегодня много говорили о птицах. Мы знаем, что их нужно беречь, помогать им зимой, не обижать никогда. И в Год экологии в России мы вручаем вам медали «Юный эколог». Любите родную природу, берегите её!
Звучит мелодия, детям вручаются медали «Юный эколог».