нат мок
Интегрированная здоровьесберегающая технология с использованием альтернативных способов коммуникации в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СПОСОБОВ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Н. А. МОКРЕЦОВА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №16
Сегодня, люди, чьи профессии так или иначе связаны с работой с детьми, скажут об актуальной проблеме - развитие речи.
связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей имеющих речевые
Публикация «Интегрированная здоровьесберегающая технология с использованием альтернативных способов коммуникации в работе логопеда» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
нарушения. К тому же, характер нарушений речи становится сложнее у детей, поэтому, возникла потребность в поиске новых способов и методов
работы, применение инновационных технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
В коррекционной работе
с дошкольниками таким методом является сказка. Этот метод приобрёл популярность в последнее время и
является наиболее универсальным методом воздействия.
Как известно, сказка для любого ребенка является увлекательным приключением. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает жизнь через переживания героев.
В работе учителя-логопеда и учителя дефектолога применение элементов
сказкотерапии помогает решать следующие задачи:
1. Коррекционно-образовательные: развитие всех компонентов речи,
фонематическое восприятие, проводить работу над артикуляцией,
автоматизацией, дифференциацией, а также введение звуков в свободную
речь, развитие слоговой структуры слова.
2. Коррекционно-развивающие: развитие памяти, мышления, внимания,
восприятия, воображения, просодической стороны речи.
3. Коррекционно-воспитательные: развитие доброты, любви к природе,
ответственности, сопереживания.
В сказкотерапии используются методы :
• Рассказывание сказки с опорой на схему
• Рисование сказки
• Изготовление героев из различных материалов и с использованием разнообразных техник
• Театрализация
• Сочинение своей сказки
Творческое изменение финала сказки
Важна роль сказкотерапии для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.
Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир приключений. Это способствует формированию у ребенка чувства сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, внимание, а также воображение.
Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
В рамках нашего учреждения находятся дети в том числе с умственной отсталостью. Большинству из них не доступны вербальные формы общения, поэтому мы проводим “сказочные” занятия с использованием альтернативных способов коммуникации, в частности пиктограмм. Данная альтернатива позволяет таким детям не остаться на обочине общения, а в полной степени (по мере своих возможностей) стать участником процесса.
В нашем варианте сказкотерапии задействовано максимальное количесиво анализаторов: слуховой, зрительный, двигательный, тактильный, что способствует наилучшему освоению процесса.
В связи с тем, что у детей в группе несколько разный уровень коммуникативных и физических возможностей, то с этой целью сказкотерапия проводится одновременно в нескольких параллелях. Для лучшего восприятия используется показ на фланелеграфе, используются пиктограммы, герои сказки в форме двигательных и слуховых образов, тактильные формы. Дети видят предмет и соотносят его с пиктограммой, слушают музыкальный образ сказочного героя, затем изображают его, после - могут на ощупь прикоснуться. Так создаётся целостная картина героя и сказки в целом. Т. е. у каждого ребёнка появляется шанс участвовать в сказке и выражать свои эмоции через сохранные возможности своего организма.
Таким образом, как уже говорилось выше, сказка проходит через все анализаторы ребёнка, тем самым запечатляется и оказывает должное воздействие в высшей степени.
Итак, на занятиях по сказкотерапии расширяется кругозор ребенка, развивается речь, обогащается активный словарь, развивается мышление и воображение, формируется экологическая культура. Игры и упражнения “сказочных занятий”, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Литература»
1. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб. : Речь, 2003
2. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб. : «Златоуст», 1998.
3. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. СПб. : Речь, 2004.
4. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. : Речь, 2006.
5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Ярославль. : ГЦРО, 2011