Елена Авдеева
Конспект интегрированной ООД «Путешествие по родному селу» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
СП МКОУ «Караванненская СОШ»
Конспект интегрированного занятия
«Путешествие по родному селу»
Подготовила: Авдеева Е. А. ,
воспитатель высшей категории
Караванное
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие по родному селу»
Цель: создание условий для развития у детей патриотических чувств.
Публикация «Конспект интегрированной ООД „Путешествие по родному селу“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Мой родной город. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Обучающие:
- создать условия для расширения знаний детей о родном селе, его достопримечательностях;
- формировать у детей понятие «Малая Родина»;
- формировать познавательный интерес к истории своего села;
- способствовать формированию умения составлять рассказ о родном селе с опорой на мнемотаблицу;
- формирование умения слушать собеседника.
Развивающие:
- способствовать развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста; - развивать любознательность и познавательный интереса к родному селу; - развивать координацию речи с движением; - развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, память, выразительность речи; - развивать связную речь; - развивать воображение и умение работать с мнемотаблицами.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к стране, своей малой Родине, чувство гордости, желание сделать её ещё красивее;
- воспитывать бережное отношение к своему селу;
- воспитывать навыки сотрудничества, инициативности и самостоятельности.
Предварительная работа.
Экскурсии по центру села, в библиотеку, к памятникам героям войны. Чтение стихов о Родине. Беседы о селе, о людях, в нём проживающих. Просмотр фотоальбомов: «Моя Родина – Россия», «Моё село – Караванное». Слушание песен о Родине, родном крае. Заучивание стихотворений о Караванном. Разучивание музыкально – ритмического упражнения, физкультминутки. Работа по мнемотаблицам. Творческая работа детей и родителей на тему: «Каким я вижу наше село».
Методы и приемы.
Игровой (Коммуникативная игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», дидактическая игра «Улицы села», физкультминутка «Прогулка по селу», дыхательная гимнастика «Шарики», отгадывание загадок, музыкально – двигательная деятельность ««Поездка на автобусе»).
Наглядный (Использование мультимедийной аппаратуры. Демонстрация карты России, просмотр презентации «Моё село – Караванное», составление рисунка – схемы «Моя малая Родина на планете Земля)
Словесный (Рассказ воспитателя об истории села, рассказы детей о достопримечательностях села. Составление рассказа: по мнемотаблице, на основе рисунка «Каким я вижу своё село».
Практическая деятельность детей. (Моделирование схемы «Моя малая Родина на планете Земля», работа с мнемотаблицей).
Материал.
Демонстрационный: Презентация «Село мое родное», карта России, мнемотаблица «Моё село», рисунки детей «Каким я вижу своё село».
Раздаточный: фломастеры, альбомные листы (на каждого ребёнка, билеты с цифрами.
Оборудование.
Ноутбук, экран, проектор, мольберт, стулья и столы по количеству детей, стулья для автобуса, мяч, указка.
Структура занятия. :
I. Вводная часть – 3 минуты.
II. Основная часть – 22 минут.
III. Заключительная часть –5 минуты.
,.
Ход занятия.
Вводная часть.
Звучит песня «С чего начинается Родина?» (музыка - В. Баснера, слова - М. Матусовского, дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло) Это тепло добрых рук и добрых душ.
(Коммуникативная игра на общение)
Утро настает, солнышко встаёт.
Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим, про себя поговорим:
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
(дети по очереди называют друг друга ласковыми словами)
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые ребята. С такими детьми и беседовать интересно.
Основная часть.
Воспитатель: - Дети, а как вы думаете, что такое Родина?
(Ответы детей) (Наша страна, место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши папы и мамы, друзья.)
Воспитатель: У каждого человека есть своя Родина - это место, где он родился и живёт.
Воспитатель: Почему мы любим свою Родину?
Потому что нет нигде Родины красивей!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту карту. Эта карта нашей страны. Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: Карта может многое рассказать о нашей стране. Россия — это большое и сильное государство, в котором много городов, озёр, рек, лесов. Мы гордимся нашей великой страной. Но у каждого из нас есть своя малая Родина — тот уголок земли, где мы родились и выросли, где находится наш родной дом.
Ребё нок читает стихотворение:
Рита. Малая Родина -
Островок Земли
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
А под ней скамья,
Ласковая малая
Родина моя!
Воспитатель: Наша малая Родина — село, в котором мы живём. Как оно называется?
Дети: «Караванное».
Воспитатель: Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля. (Ответы детей)
(Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат альбомные листы и фломастеры)
Воспитатель: На какой планете мы живём?
Дети: Земля.
Воспитатель: Возьмите голубой фломастер и нарисуйте большой круг. Это планета Земля. Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Возьмите фломастер красного цвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия.
А как называется область, в которой мы живём?
Дети: Астраханская область.
Воспитатель: Возьмите фломастер фиолетового цвета и нарисуйте внутри кругов ещё один круг. Это Астраханская область.
Назовите район в котором мы живём?
Дети: Лиманский.
Воспитатель: Возьмите коричневый фломастер и внутри кругов нарисуйте ещё круг. Это наш район.
А наше сёло находится в Лиманском районе. Возьмите зелёный фломастер и нарисуйте маленький круг внутри всех кругов — это наша малая Родина - село «Караванное».
Воспитатель: Все мы любим Родину и, если, став взрослыми, покидаем её, то все равно всю жизнь помним красоту и тепло своей Малой Родины. Мы любим наш дом, нам хорошо среди друзей. Недаром говориться: «Всякому мила своя сторона», «Везде хорошо, а дома лучше», «Своя земля и в горсти мила».
Дети, а вы любите своё село, свою Родину? (Ответы.)
Воспитатель: Любить можно только то, что хорошо знаешь. А мы любим своё село и сейчас отправимся в путешествие. Вы согласны? Тогда садитесь на автобус, мы отправляемся в путешествие по селу.
(Дети усаживаются на стульчики, звучит музыка)
Просмотр слайд шоу, рассказы детей о знакомых местах (рассказы детей дополняются рассказом воспитателя) :
Слайд 2.
- Посмотрите и скажите, что вы видите? (Ответы детей)
Дети: тополя. Они встречают нас на въезде в село. Завидев их из далека, мы знаем, что скоро мы будем дома.
Шамиль. 12 тополей у села растут.
12 тополей много лет живут,
С них начинается родина моя.
Улицу за улицей не забуду я.
Дом, тропинка, речка
Все любимо мне.
Если скажут родина
Значит я в селе!
Слайд 3.
Воспитатель. Этот государственный знак установлен в начале села. На нём Российский флаг, герб Астраханской области и надпись «Село Караванное. Ребята, как вы думаете, почему наше село так называется?
(Ответы детей)
Слайд 4.
Воспитатель.
Послушайте рассказ о нашем селе. Основано на месте зимовья 3 калмыцких улусов (кибиток). Названо - Караванное, потому что мимо проходили караваны. Караваны – это вереницы груженых подвод, запряжённых верблюдами, лошадьми.
Слайд 5.
Останавливались на этом месте передохнуть, а затем двигались в путь. Но однажды остались и образовали это село.
Слайд 6.
Почти со всех сторон село омывается водой: ильменями, ериками, которые впадают в реку Волга. Было время, когда по ерикам ходили небольшие пассажирские и грузовые пароходы, везли грузы: рыбу, арбузы.
Слайд 7.
Большое значение для села имело солёное озеро. Много лет оно обеспечивает солью всё население. Во время войны соль продавали и обменивали на хлеб.
Слайд 8.
Самым тяжёлым событием была война. 250 караванненцев пошли защищать Родину. Многие погибли на полях сражений или пропали без вести. Многие были тяжело ранены и вернулись на родину инвалидами. Но, не смотря на ранения, они стали «возрождать» село.
Воспитатель. Ребята, какие памятники напоминают нам о тех тяжёлых временах»
( Ответы детей: Обелиск, памятник лётчику Бессолову.)
Слайд 9. Обелиск.
Дети: Обелиск. Его установили в память о победе в Великой Отечественной Войне. К Обелиску возлагают венки и цветы в День Победы.
Слайд 10. Памятник лётчику Бессолову.
Дети: памятник лётчику Бессолову установлен после войны. Его самолёт разбился за нашим селом. Сельчане ухаживают за могилой героя.
Слайд 11.
Воспитатель. С каждым годом село застраивалось и становилось лучше.
Воспитатель. Я предлагаю сделать остановку, выйти из автобуса и поиграть: вспомнить названия улиц нашего села. Игра «Улицы села»
(Встанем в круг). Со словами «Я живу на улице!» дети по очереди передают друг другу мяч и называют улицу и номер дома. Воспитатель и дети дополняют названия улиц, которые не прозвучали.) Все сели.
Воспитатель: В нашем селе много разных зданий. Но есть одно большое, просторное здание, в которое любят приходить и взрослые, и дети.
Загадка.
Что за дом,
Что за дом,
Сказку ты увидишь в нём,
Танцы, музыку и смех –
Представление для всех.
(Ответы детей)
Слайд 12. Дом Культуры.
Воспитатель. Кто хочет рассказать о ДК?
Дети: это здание называется Дом Культуры. В ДК проводят разные концерты, на которых артисты поют, танцуют и читают стихи.
Воспитатель: Давайте выйдем из автобуса, и тоже превратимся в артистов и прочитаем стихи о своем родном селе. (Чтение стихов).
Тамара. То было давно: по пустыне песчаной
Ходили одни караваны.
С тех пор и назвали, пожалуй его,
Родное село – Караванное!
Кирилл. Его обвивали песчаные бури
И солнце палящее жгло,
Но жить начинало, расти начинало
Родимое наше село!
Кристина. Под крышей землянок скосившихся на бок
Нужда побывала ни раз.
И путь твой был очень
И очень не гладок,
Чтоб стать вот таким как сейчас.
Лёша Б. И в будущей жизни твоей,
Как и ныне,
Пусть радостно будет, светло
Гордимся тобою - частица России
Родимое наше село!
Воспитатель:
Загадка.
Шум и гам на ней с утра.
Здесь резвится детвора.
Горки, мостик и лошадка…
Это – детская ….
Слайд 13.
Воспитатель: Что мы видим ребята?
12 слайд. Детская площадка.
Воспитатель. Кто хочет рассказать о детской площадке?
Дети: детская площадка, место, где мы любим гулять, особенно летом. Есть горка, карусели и качели, маленький домик, скамейки. Всегда много детворы.
Воспитатель:
Загадка.
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.
(Ответы детей)
Слайд 14. Школа.
Дети: школа. Здесь дети учатся. Мы уже ходим на подготовку. Мы – будущие первоклассники. Мы очень хотим стать старше и пойти в школу.
Слайд 15. Библиотека.
Дети. Библиотека – это дом, где живут книги. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Здесь много больших книжных полок, от пола до потолка. Библиотекарь помогает детям найти интересную книгу.
Воспитатель:
Загадка.
Там весело и интересно,
Деток много всем известно,
Они рисуют и играют, Едят, а так же отдыхают.
(Ответы детей)
Слайд 16. Детский сад.
Дети: мой любимый детский сад. Сюда я прихожу каждый день. Здесь у меня много друзей. Мы играем, занимаемся, гуляем. И, незаметно, подрастаем.
Воспитатель:
Загадка.
В любой уголок Земли доставят,
Я знаю точно,
Посылку, которую мы Отправим с тобой по…
(Ответы детей)
Слайд 17. Почта.
Дети: в нашем селе есть почта. На почте работает почтальон. Почтальон разносит письма, газеты, журналы, открытки взрослым и детям. Он опускает их в почтовые ящики.
Воспитатель:
Загадка.
В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы –
Отпускают лишь здоровых.
(Ответы детей)
Слайд 18. Больница.
Дети: в больницу мы идём с мамой, когда заболеем. Светлана Ивановна послушает меня, посмотрит горлышко и назначит лечение.
Воспитатель:
Загадка.
Мы пошли купить продукты:
Молоко, сметану, фрукты.
На кассу всё несём в корзине.
Мы с тобою в …
(Ответы детей)
Слайд 19. Магазин.
Дети: в нашем селе много магазинов. В них работают продавцы. Они продают разные товары: продукты питания, одежду, всё для дома. Есть магазин запчастей. Обычно в нём в нём покупатели – мужчины.
В. : Молодцы. Вот так все вместе мы рассказали нашим гостям о своём селе.
Воспитатель: А сейчас мы пойдем гулять по нашему селу. Встали возле стульчиков.
Физминутка.
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Село видим за окном.
(показать руками на окно)
Оно проснулось, оно живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем селе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшое, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромное.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Село наше родное.
(обнять себя руками)
Воспитатель: Молодцы. Отдохнули хорошо. Продолжаем игру.
Дыхательная гимнастика «Шарики»
Давайте отпустим букет красивых шариков в небо. Набрали полные лёгкие воздуха и все вместе выдыхаем сильной струёй.
Слайд 20. Шарики.
Воспитатель: Давайте составим красивый рассказ о нашем селе с помощью мнемотаблицы. (Составление рассказа по цепочке)
Воспитатель: Ребята, кто сам попробует рассказать о нашем селе?
Воспитатель: Помните, вы представляли себя архитекторами, строителями и дома с родителями нарисовали, что ещё можно построить в нашем селе?
Ответы детей с рисунками (Фонтан, цирк, кинотеатр, зоопарк, стадион.)
Воспитатель: Какие замечательные постройки, я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, то осуществите свои мечты. Молодцы. А сейчас нам надо возвращаться в детский сад. Садитесь в автобус. (Звучит музыка)
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по селу. Ребята, наше село Караванное – это наша малая родина, самое родное место на Земле. Мы с вами – жители нашего родного села. Мы все должны гордиться, что живем в таком красивом селе. Любите своё село, берегите его.
Воспитатель: Дети, вы любите наше село?
Ответы детей: любим.
Воспитатель: А что вы, дети, можете сделать, чтобы наше село стало еще красивее?
Ответы детей. Не сорить, высаживать цветы, деревья вместе с родителями.
Ответы детей. Ребята, вы молодцы! Я вижу вы знаете и любите своё село, в котором вы живете. Скажите, а вы вернётесь в наше село, когда станете взрослыми?
Ответы детей. Вернёмся.
Ответы детей. Давайте попрощаемся с гостями.
Под тихо звучащую песню «С чего начинается Родина», дети прощаются с гостями.
Приложение.
Улица Советская - центральная улица нашего села.
Улица Ленина – продолжение Советской.
Улица Комсомольская - Нижняя, раньше так её называли жители села, потому, что она располагалась ближе в воде, под бугром.
Улица Первомайская раньше называлась Большая – это первая улица нашего села. Именно здесь поселились первые жители села и стали называть её Большой. ЕЁ переименовали в Первомайскую в честь праздника, Дня солидарности трудящихся, который отмечался 1 мая.
Улица Н. Сарангова – в честь воина-интернационалиста, погибшего смертью храбрых на территории Афганистана.
Улица М. Владимирова - участник боевых действий на территории Венгрии, умер от ран. Похоронен на кладбище в Будапеште.
Улица Бессолова (Колхозный посёлок) – в честь лётчика, самолёт которого разбился за селом.
Улица Кирова
Улица Будённого (Грушёвка)