Лариса Медведева
Интегрированная НОД «Вода — источник жизни» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная НОД в старшей группе
"Вода – источник жизни"
Подготовила и провела:
Воспитатель: Медведева Л. И.
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром, основам валеологии, развитием речи и исследовательской деятельностью.
Предварительная работа.
Чтение литературы (связанной с темой «Вода», загадки, пословицы, просмотр иллюстраций, наблюдения, эксперименты, беседы, рисунки детей о защите окружающей среды.
Цель.
Публикация «Интегрированная НОД „Вода — источник жизни“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Формирование у дошкольников элементарных представлений о воде, её свойствах и пользе.
Задачи:
-дать понятие о значении воды для здоровья человека, рассказать о её роли в личной гигиене;
-развивать речь детей, обогащать словарный запас детей по теме;
-воспитывать бережное отношение к воде, к своему здоровью;
-уметь ставить опыты и делать выводы.
Тип занятия: обобщающий.
Методические приёмы.
Опыты, вопрос – ответ, беседа, игра, наглядность, презентация, элементы проблемной технологии.
Мотивация.
Путешествие с капелькой воды «Капитошкой» по стране «Волшебная вода».
Словарная работа.
Болото, туман, пар, иней, символы, газообразное состояние воды, растворитель, эксперименты, опыты.
Оборудование.
Использование интерактивной доски с показом слайдов «Вода - основа жизни. Свойства воды», музыкальное сопровождение: песенка Капитошки, героя мультфильма «Капитошка возвращается», иллюстрация с изображением Капитошки, карта путешествия с изображением остановок, «Берегите воду!» - плакат; стаканы, ложечки, вода в бутылке, сахар, соль, лимонный сок; иллюстрации с изображением жидкости, льда, пара; волшебный сундучок для сюрпризного момента.
Образовательные области.
«Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Ход занятия.
(Воспитатель входит в класс и здоровается с присутствующими гостями и детьми).
Воспитатель: Дети! Посмотрите, какой сегодня прекрасный день. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу тепло прекрасного дня словами, например: «Я дарю Маше красоту цветов», «Я дарю Саше тепло солнечных лучей», и т. д. (Каждый ребёнок рассказывает о том, чтобы он мог подарить другу.)
Воспитатель. Посмотрите дети, какое замечательное настроение стало у нас у всех.
Звучит музыка, исполняется песенка героя мультфильма «Капитошка»,
На доске иллюстрация с изображением Капитошки.
Воспитатель. Дети, вы слышите, кто-то спешит к нам в гости. Вы знаете, кто это.
Дети. Это Капитошка.
Воспитатель. А кто он такой?
Дети. Капитошка, капелька дождя.
Воспитатель: Откуда же появился Капитошка?
Дети: Из дождевой тучки.
Воспитатель: Ребята, Капитошка пришел к нам на занятие, чтобы пригласить вас в интересное путешествие, а вы любите путешествовать? (Да)
Чтобы узнать, куда Капитошка нас пригласит, нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Ты и дня не проживёшь,
Если день ты не попьёшь.
Нет её, придёт беда,
Всем везде нужна… (Вода)
Воспитатель: Правильно, дети, всем всегда нужна вода. Поэтому Капитошка, приглашает вас отправиться в путешествие в страну волшебной воды. Там мы узнаем, что такое вода, какими свойствами она обладает, какое значение она имеет для всего живого, как нужно относиться к воде. Капитошка приглашает нас в страну «Живая вода».
Первая остановка «Вода вокруг нас».
Воспитатель. Мы живем на планете Земля, на которой много разных водоемов, посмотрите на доску и назовите их: океаны, моря, озера, реки, ручьи, болота. Как вы думаете, всю ли воду можно пить? Почему?
Дети. Нет. В морях, океанах вода соленая, а в реках, озерах – пресная и везде живут животные.
Воспитатель. Правильно, дети, воду пить нужно только ту, которая находится в закрытых водоемах. Она чистая и не принесет вреда здоровью.
Воспитатель. Скажите, можно в реки бросать мусор, сливать грязную воду?
Дети. Нельзя загрязнять воду, ведь это дом для разных обитателей рек, морей, океанов.
Д/И «Собери мусор»
Воспитатель. О чем нужно помнить, находясь рядом с водоёмами?
Дети. Нельзя находиться возле воды без взрослых, на воде нельзя играть.
Воспитатель. Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Отправляемся дальше. Посмотрим, что же ждет нас впереди.
Вторая остановка: «Превращение воды».
Воспитатель. Мы с вами проведем опыты. Все результаты экспериментов мы будем заносить в таблицы.
Опыт 1.
Воспитатель. Дети, посмотрите, на столах у вас стоят стаканы, баночки, у меня в руках бутылка с водой. Посмотрите внимательно и скажите, что можно сделать с водой, которая находится в бутылке.
Дети. Разлить по чашкам (Наливают воду в чашки).
Воспитатель. А куда, ещё можно налить воду?
Дети. Воду можно налить в ведра, банки, вазы и т. д.)
Воспитатель. Какой вывод можно сделать? Чем является вода?
Дети. Вода – это жидкость.
Опыт 2 (вкус, цвет, запах)
Воспитатель. Возьмите ложечку и положите её в стакан с водой. Поднесите стакан к свету. Посмотрите на ложечку, её хорошо видно? Какой вывод можно сделать?
Дети. Вода прозрачная, бесцветная.
Воспитатель. Ребята, скажите, вода имеет вкус?
Дети. Нет. Есть.
Воспитатель. Давайте, проверим это. Отпейте воду из стакана.
Какой вывод можно сделать?
Дети. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель. А сейчас понюхайте воду в своем стакане. Есть ли у воды запах?
Дети. Нет, вода не пахнет.
Воспитатель. Мы можем сказать, что вода без запаха.
Воспитатель. Ребята, Капитошка очень любит фокусы. Покажем ему фокусы.
Опыт 3
Воспитатель. Проведё м эксперимент: возьмем кусочек сахара и положим его в стакан, хорошо размешаем. Что мы видим?
Дети: Сахар исчез.
Воспитатель. Правильно, сахара не стало, так как вода имеет ещё одно замечательное свойство, она умеет растворять различные вещества, вода- это растворитель. Проверим это утверждение.
Возьмите акварельные краски (каждый выбирает для себя цвет краски) и хорошо размешайте. Что мы видим?
Дети. Вода поменяла цвет.
Воспитатель. А что еще можно растворить в воде.
Дети. В воде можно растворять соль, мед, мыло, краски, сок.
Д/И «Какая вода, если добавить…» (соленая, сладкая, кислая, красная, грязная)
ФИЗМИНУТКА. Круговорот воды в природе.
Капитошка. Ребята, хотите поиграть? Сейчас я вас превращу в капельки, а Машу в тучку.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» (Эмпатийная физминутка) Маша - мама тучка, а остальные капельки. (Звучит музыка.) Капельки стоят вокруг тучки. Полетели капельки на землю. Прыгают, бегают, танцуют. Мама туча подсказывает им что делать.
Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой речкой (соединяются в одну цепочку). Текла река, текла и попала в большой океан (хоровод и двигаются по кругу). Плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присели, поднимаются, вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучке. Молодцы капельки, хорошо себя вели.
Воспитатель. Можно отправляться в путешествие дальше.
Остановка: «Отгадай загадку» :
1. Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)
2. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
3. Без рук, без ног не мал клочок к верху ползет. (Пар)
Воспитатель. Что связывает эти все загадки?
Дети. Во всех загадках говорится о воде.
Опыт 4 (лед,вода, пар)
(В группу приносят кусочки льда. Дети рассматривают льдинки, берут в руки.)
Воспитатель. Скажите, что лежит у вас на тарелочках? Что можно сказать о замершей воде. Как она меняется? Какой вывод можно сделать?
Дети. На тарелочке лежит кусочек льда. Лед холодный, твердый, скользкий. Лед превращается в воду, поэтому лед – это замершая вода.
Воспитатель. А можно ли превратить воду в пар? Как?
Дети. Воду надо нагреть.
Воспитатель. Молодцы, дети. Вы прекрасно справляетесь с заданиями.
Но нас ждёт ещё одно задание.
Остановка «Домашнее задание»
Воспитатель. Я давала вам задание вместе с родителями провести дома эксперименты «Превращение воды в пар», «Кастрюля с кипящей водой». Вы должны были узнать, что происходит с водой, если её нагреть, а затем охладить? Кто расскажет, что же вы узнали?
Дети:
- Дома мама поставила на огонь чайник, он нагрелся, вода стала кипеть. Над чайником образовалось облачко.
- Моя мама поставила воду в кастрюле с водой, чтобы сварить суп. Когда вода закипела, то над кастрюлей образовалось облако. Когда кастрюлю мама накрыла крышкой, а потом подняла, на крышке остались капельки воды.
- Если над паром подержать холодную крышку, пар остынет, и на крышке появятся капельки воды.
Воспитатель. Вот, ребята, мы с вами узнали много интересного о воде.
А теперь нарисуем мнемотаблицу о свойствах воды и назовем их.
Дети. Вода – жидкость, прозрачная, без цвета, без запаха, может растворять вещества, может быть твердой, газообразной, превращается в снег, лед, пар.
Воспитатель. Дети, скажите, как вы понимаете слова «Вода – источник жизни»?
Дети. В воде живут разные животные. Никто не может жить без воды.
Воспитатель. Кому нужна вода?
Д/И «Кому нужна вода?» (животным, растениям, людям)
Д/И «Найди лишнее» (найти лишнюю картинку и объясни почему)
Воспитатель. Правильно. Ни, что живое не может обойтись без воды. Вода нужна всем. Нужно помнить, что вода – это богатство, которое нужно беречь, сохранять.
В заключение нашего путешествия, я бы хотела предложить вам нарисовать свою капельку. В каждой капельке нарисовать того, кому бы он подарил ее, кому нужна вода. Дети рисуют.
Рефлексия
После окончания работы дети организуют свою выставку. Капитошка благодарит детей и вручает им призы.