Татьяна Савельева
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность в старшей группе «Уральские самоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность в старшей группе
Конспект составил: Савельева Татьяна Валерьевна
Цель: Развитие интереса у детей к природным богатствам родного края - Уральским самоцветам.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Публикация «Интегрированная непосредственная образовательная деятельность в старшей группе „Уральские самоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Познакомить детей с уральскими самоцветами – яшмой, горный хрусталь, змеевик.
Продолжать знакомить детей с элементами научной деятельности: проводить и объяснять простейшие опыты.
Развивать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
Содействовать проявлению и развитию необходимых для подготовки к школе качеств: воображения, логического, ассоциативно-образного мышления, познавательной активности.
Образовательная область «Речевое развитие»
Продолжать учить детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач.
Обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней. Способствовать развитию диалогической речи.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё.
Укреплять интерес к познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Предварительная работа: беседа об Урале, о природных богатствах Урала. Чтение произведения П. П. Бажова, рассматривание картинок «природа Южного Урала».
Словарная работа: Уральские горы, самоцветы, полезные ископаемые, яшма, лазурит, змеевик.
Материал: презентация «Самоцветы Урала», разрезная картинка Уральских гор, таблица исследования камня (для каждого ребенка, лупа, карандаши, бусины, нить, схемы. Музыка: П. И. Чайковский «Фея Драже», В. А. Моцарт «Соната №16», В. И. Казенин «Красота Уральских гор»
Ход занятия
Организационный момент
Звучит музыка П. И. Чайковский «Фея Драже»
Воспитатель: ребята, а что это за чудесная музыка звучит? Давайте посмотрим, куда она нас зовет?
-Эта красивая мелодия приглашает нас в необычное путешествие. Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда разделитесь на две команды, подойдите к столам и соберите картинку, чья команда первая соберет, поднимает руку, и называет что изображено на картинке.
(картинка Уральских гор)
- Молодцы, ребята это Уральские горы. А как же называется край, в котором мы живем? (Южный Урал)
-Люди к Уралу всегда относятся уважительно, с почтением.
-Ребята, кто помнит, как в народе называют Урал? (Седой Урал, Урал батюшка)
Многие поэты писали и продолжают писать стихи об Урале.
И сейчас нам Регина и Лиза прочитают стихотворение Льва Сорокина
МОЙ УРАЛ
Найдешь ли прекрасней
Уральского края!
Здесь горные речки
В ущельях играют,
Здесь горы
В зеленых лохматых уборах;
Высокие волны гремят на озерах;
Здесь людям в привычку
С природой родниться;
Здесь верные души
И честные лица.
Могуч и прекрасен
Любимый Урал-
Недаром он гордостью Родины стал.
Воспитатель: В какой области мы живем? (Челябинской обл.)
- Какое дерево является символом Урала? (Рябина)
-Назовите хищников нашего леса? (Волк, лиса, медведь)
-Как называется наш город?
-Чем славится земля Уральская? (полезными ископаемыми)
Воспитатель: Уральская земля таит в себе несметные богатства. Посмотрите сколько здесь много камней. Скажите, а где вы можете встретить камни?
(Ответы детей)
Воспитатель: но больше всего камней, конечно же, в горах. Подземные кладовые Уральских гор хранят в себе очень красивые, особые камни - называются они драгоценными или самоцветами. Посмотрите как они сияют, как переливаются их грани, а вот так самоцветы сверкают на солнце. И сегодня я познакомлю вас с несколькими камнями (иллюстрации Яшма, Змеевик, Лазурит, горный хрусталь)
(Во время просмотра слайдов воспитатель читает стихи про камни)
Самоцветный камень красный,
Будто ломтик ветчины,
Это главный камень – Яшма-
Сердце сказочной страны.
Хрусталь всегда для сердца мил,
Какой бы формы он ни был.
Игрою граней на свету
Дает увидеть чистоту
И красоту - до восхищенья!
Как добрый волшебник придет Змеевик.
Он злобу прогонит и сон сохранит.
Но камень – не Бог, не добро, и не зло.
Случалось, что птице ломал он крыло.
-ребята, а вы бы хотели посмотреть на эти самоцветы, подержать их в руках?
- давайте пройдем к столам и внимательно их изучим.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем учеными и исследуем уральские камни. Для того чтобы мы с вами ничего не упустили и не забыли, мы все свои наблюдения будем записывать в таблицу исследования камня.
1. Определить цвет камня.
-рассмотрите камни через лупу и отметьте в таблице, какого цвета ваш камень.
(дети делают зарисовки цветными карандашами)
2. Потрогайте камень. Какой он на ощупь гладкий или шероховатый? (Записать в таблицу, если гладкий –овал, если есть шероховатости – овал в точку)
3. Что еще можно обнаружить на вашем камне? Сколы, трещинки узоры. Если они есть на вашем камешке то в третьем столбике таблицы поставьте (+, если нет( -)
4. Определить температуру камня. (Если камень холодный поставить синею точку, если камень теплый – красную)
5. Камень в воде. Опустить камень в воду. Что происходит? Он тонет или плавает. Отметьте результат в таблице. Нарисовать стрелочку вверх или вниз.
Таблица исследования камня
Цвет Поверхность камня Сколы, трещины температура Камень в воде
Физкультминутка «Гора»
Воспитатель: ребята, а сейчас подойдите ко мне. Представьте, что вы одна большая гора. Я буду показывать движения, а вы вместе со мной их выполняйте.
Стоит гора старушка (Поднимают руки вверх)
До небес макушка (Тянуться на цыпочках)
Ее ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает (Встряхивают кистями рук)
Стоит гора страдает (прикладывают ладони к щекам и качают головой)
И камешки теряет. (дотронуться до детей и сказать чтобы разбежались в стороны)
И каждый день
И каждую ночь
Катятся, катятся
камешки прочь.
И с той самой поры
Ничего не осталось
От нашей горы!
Воспитатель: Уральские мастера раскрыли дивную красоту камня. Обработка его – большое искусство. Как вы думаете, что можно сделать из камня? (Ответы детей)
А давайте посмотрим, что же сделали из камня народные умельцы. (просмотр слайдов)
А вы бы хотели себе какое-нибудь украшение из самоцветов? Тогда я предлагаю вам сделать себе браслет. Проходите к столам. Прежде чем что то сделать из камня мастер рисует эскиз своего изделия, перед вами тоже лежит рисунок-эскиз, посмотрите на него внимательно, определите в какой последовательности нужно нанизывать бусы и соберите браслет. (изготовление браслета, звучит музыка В. И. Казенин «Красота Уральских гор»)
А сейчас ребята покажите мне свою работу. Какие красивые, изумительные браслеты у вас получились. Люди всегда верили, что камни могут обладать особыми свойствами.
Как вы думаете, что это за свойства? Что могут делать камни?
Рефлексия: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? А что больше всего понравилось? Может быть, вас, что то удивило? Чему новому вы научились?