Елена Горюнова
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность на экологическую тему «Здравствуй, лес!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить представления детей о безопасном поведении в лесу, закрепить правила поведения на природе.
Задачи.
Обучающие:
o Расширить знания детей о природе родного края. Учить выполнять правила поведения на природе, необходимые для её сохранения.
o Продолжать развивать речь детей как средство общения, совершенствовать диалогическую речь.
o Формировать навыки ручного труда (посадка семян в горшки).
Развивающие:
o Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей.
Публикация «Интегрированная непосредственная образовательная деятельность на экологическую тему „Здравствуй, лес!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
o Развивать в детях чувство сопричастности ко всему живому и прекрасному посредством музыки, рисунков.
o Расширять словарный запас детей.
Воспитывающие:
o Воспитывать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
o Формировать желание беречь и охранять природу.
Материал и оборудование:
Разрезные картинки - грибы, подборка загадок о ягодах.
Презентации «Природа Сахалина», «Сахалинские ягоды».
Имитация мусора: (пластиковые тарелки, бутылки, бумажные салфетки).
Контейнер для посадки, земля, семена, лейка с водой.
Аудиозаписи: «Звуки леса», «Пение птиц».
Полотно, восковые карандаши
Звучит спокойная, нежная мелодия, в центр по краеведению входят музыкальный руководитель и дети.
Музыкальный руководитель: Сегодня, ребята, я пригласила вас в наш краеведческий центр, чтобы ещё раз поговорить о природе нашего островного края, полюбоваться его красотой.
Музыкальный руководитель декламирует стихотворение, сопровождая его показом красочных слайдов.
По луговой тропинке хожу встречать зарю,
И с каждою былинкой я в поле говорю.
Здесь всё родное с детства – и помню я всегда:
Земля – моё наследство от деда и отца.
Прислонишься к берёзке, - на сердце так легко,
И чувствуешь, что сам ты наполнился добром.
Люблю я синедолье, люблю свои края,
А петь – одно раздолье, здесь Родина моя!
В исполнении детей звучит песня «Сахалин – мой край родной»
Музыкальный руководитель: А сейчас, ребята, я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по родному краю. Как вы думаете, что нам необходимо взять с собой в дорогу? (ответы детей: карту, компас, бинокль, знания о природе своего края, тормозок). Какие вы молодцы! Всё предусмотрели. Вот рюкзак, а вот и разные предметы (обращает внимание детей на разложенные на столе атрибуты). Давайте сложим в рюкзак всё, что нам пригодится в путешествии.
А теперь, мои друзья, в путь – дорогу нам пора.
Чтоб веселей было шагать, песню надо запевать!
Взявшись за руки и двигаясь «змейкой», дети исполняют «Песенку туриста», затем останавливаются на «полянке».
Музыкальный руководитель: Как же прекрасна наша сахалинская природа: (аудиозапись: шум моря, крики чаек) морские волны плещутся о берег, на осеннем солнышке греются морские котики, а совсем рядом лес, полный всяких чудес …
Лесовик: (выходит в центр, раздвигая скрывающие его елочки) Это кто же ко мне в гости пожаловал? Кто это песни дивные распевает, зверей моих лесных пугает? Зайчишки мои под кустами спрятались (обращает внимание на панорамное изображение, а медведь и вовсе на пень залез.
Музыкальный руководитель: Мы – ребята из детского сада «Родничок», а в лес пришли не пугать, а полюбоваться красотой родной природы. А вы кто?
Лесовик: Я старичок – Лесовичок, в бороде травы клочок.
Целый день хожу вокруг, стерегу и лес, и луг.
И деревья, и цветы, а также ягоды, грибы.
Я природу охраняю и недостатки замечаю! …
Вижу я, что вы добрые и дружные ребята. Но прежде чем в лес войти, надо с ним поздороваться, только тогда он покажет всю свою красоту и богатства. Встанем в круг, возьмём друг друга за руки, улыбнёмся и дружно скажем:
Здравствуй, лес, к тебе пришли,
Добро с собою принесли!
(все дети хором повторяют слова)
Лесовик: Добрые-то вы добрые, а вот какие вы умные я сейчас и проверю!
Бабочка, жук, комар, пчела, стрекоза – кто это? Как их можно назвать одним словом?
Дети: Насекомые.
Музыкальный руководитель: Что-то, Лесовичок, слишком простые вопросы ты задаешь, это знают даже маленькие дети.
Лесовик: Что ж, тогда назовите мне деревья, которые растут в сахалинских лесах!
(тополь, береза, ель, сосна, дуб, ольха, ива, рябина, калина, черёмуха, лиственница, ясень, пихта, боярышник, клен, орех и т. д. )
Лесовик: Интересно, а зверей моих лесных сахалинских тоже назвать сможете?
(медведь, лиса, заяц, белка, бурундук, ёжик, горностай, кабарга, соболь, росомаха, колонок, ласка, енотовидная собака, северный олень, ондатра, белка - летяга и т. д)
Лесовик: А какие птицы обитают на Сахалине?
(воробей, черная ворона, дятел, поползень, снегирь, трясогузка, синица, орлан-белохвост, белоплечий орлан, сапсан, клест-еловик, скворец японский, серокрылая чайка, белая чайка, альбатрос, сова болотная, белая сова, утка кряква, выпь, перепел и т. д.)
Лесовик: Молодцы! Да вы настоящие знатоки леса! А сейчас я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу. Если я буду поступать хорошо – вы говорите «да» и хлопаете, если плохо – то говорите «нет» и все вместе топаете. Согласны?
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Лесовик: А теперь я приглашаю вас на грибную поляну (дети проходят на поляну и видят, что кто-то «растоптал» все грибы: на полу в беспорядке разложены разрезные картинки грибов). Ой, ребята, посмотрите, кто-то побывал у нас в лесу и все грибы растоптал. Что же теперь делать, чем буду угощать гостей и лечить животных. Ребята, может, вы поможете восстановить нашу грибную поляну? Какие виды грибов вы знаете? (съедобные и ядовитые). Кто из вас помнит, какие съедобные грибы растут у нас на Сахалине? (ответы детей: белые грибы, шампиньоны, подосиновики, подберезовики, маслята, грузди, волнушки, маховики, опята, сыроежки, рыжики и т. д.) А чем полезны эти грибы? Назовите мне сахалинские ядовитые грибы (бледная поганка, ложные опята, сатанинский гриб, веселушки, мухомор). Почему нельзя топтать мухоморы? (ответы детей). Чем опасны ядовитые грибы?
Лесовик хвалит детей за хорошие знания и предлагает правильно собрать разрезные картинки с изображением разных видов грибов, затем вместе с детьми закрепляет название каждого собранного гриба.
Лесовик: Вот теперь полный порядок: будет что и грибникам в корзинку положить, да и зверятам моим на зиму засушить. (обращает внимание детей на изображение совы) А вот и моя старая знакомая и помощница – мудрая сова. (приглядывается) Что-то расстроена она, ворчит что-то … Ну-ка, ну-ка, послушаю (аудиозапись голоса совы) Сова мне говорит, что приходили какие-то люди, очень громко шумели, всех зверей распугали, да еще и мусора много накидали – ничего за собой не убрали … Вот неприятность-то какая, что же делать теперь, откуда помощи ждать?
Дети предлагают навести порядок в лесу.
Лесовик: Ай да молодцы! Ай да помощники! А чтоб было веселей, мы и поиграем, и лес уберём!
Игра «Помоги убрать поляну»
Разделить детей на две команды, одеть им перчатки Правила игры: с мусорным пакетом в руках нужно добежать до поляны, взять один предмет «мусора», вернуться к своей команде и передать пакет следующему игроку. Игра продолжается до момента, пока не будет убран весь «мусор».
Лесовик: Ох, чувствуется, что осень поздняя наступает – холода приближает, замерз я что-то … Согреться хотите по-особому, по –лесному?
«Лесная согревалка»
(с сенсорным компонентом на подражание и освоение схемы тела)
Мы ногами топ-топ-топ,
А руками хлоп-хлоп-хлоп.
Головою круть, круть, круть,
Постучали в грудь, грудь.
Пяточками топ-топ-топ,
По коленкам шлеп-шлеп-шлеп,
Мы конфетку ам-ам-ам,
И погладим по бокам,
А потом животики,
Улыбнулись ротики.
(выполнять движения по тексту)
Неожиданно раздаётся рев медведя (аудиозапись).
Лесовик: Что такое, что за шум? (прислушивается) Да это же мишка косолапый что-то сказать нам хочет. Пойду, посмотрю, что ему надо.
Подходит к панорамному изображению, находит около медведя свиток, разворачивает его.
Лесовик: Айда мишка, вот хитрец-то какой: хочет тоже ребятишек испытать- загадки загадать. Да загадки не простые, про ягоды лесные, да про сахалинские! Готовы к испытанию? А если правильно ответите, то на нашем волшебном экране отгадка появится!
Лесовик:
1 Листики с глянцем, ягодки с румянцем.
А сами кусточки – не выше кочки.
(брусника)
На экране слайд с изображением ягоды брусники.
Лесовик: А кто из вас назовет полезные свойства этой замечательной ягоды?
(листья и ягоды лечат от многих болезней, улучшают зрение, укрепляют кровеносные сосуды, в них содержится много полезных веществ. Из брусники варят варенье, готовят компоты, она хорошо хранится в замороженном виде и сохраняет все свои полезные свойства).
Декламирует ребёнок: У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты её не пробуй,
Не найдёшь на то ответ.
А зелёные листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.
Лесовик:
2 На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка –
Ягодка … (морошка)
На экране слайд с изображением ягоды морошки.
Лесовик: А чем полезна эта ягода?
(в ней много полезных и целебных веществ, витамина С в ней в три раза больше, чем в апельсине, а витамина А больше, чем в моркови. Она помогает при лечении сердца, желудка, кожных заболеваний. Из неё готовят джем, варенье, повидло, сок, компот)
Декламирует ребёнок: Спелою морошкой поросли все кочки
У морошки нашей желтенькие щечки.
У морошки нашей тоненькая ножка.
Вот она какая, барыня – морошка!
Лесовик:
3 Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Глазкам пользу принесёт. (черника)
На экране слайд с изображением ягоды черники.
Лесовик: Чем же хороша ягода черника?
(содержит много витаминов, полезные вещества помогают при простуде, черника лечит глазные болезни, укрепляет организм, чай из листьев помогает справиться с головной болью и кашлем. Из нее готовят компоты, варенье, желе).
Декламирует ребёнок: Чернику рвите осторожно:
Окрасит руки, как чернила.
Отмыть их сразу невозможно,
И не поможет даже мыло.
Но радует черника нас –
Она полезная для глаз!
Лесовик:
4 Хорошо в лесу ребятам –
Побывали там вчера.
Сочных ягод сизоватых
Притащили два ведра.
Думали, их ждёт черника,
Оказалась … (голубика)
На экране слайд с изображением ягоды голубики
Лесовик: А чем нас радует голубика?
(в ней находятся мощные полезные свойства для здоровья человека, она очищает кровеносные сосуды, очищает организм от вредных веществ, повышает внимание, снижает температуру при простуде. Из неё готовят варенье, желе, пастилу, кисель и просто протирают с сахаром).
Декламирует ребёнок: Голубика, голубика,
Бирюзовая мечта.
Затерялись в чаще дикой
Голубичные места.
И красива, и вкусна,
И полезна всем она!
Лесовик:
5 Я красива и кисла
На болоте росла.
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(клюква)
На экране слайд с изображением ягоды клюквы.
Лесовик: Кто из вас может рассказать про эту замечательную ягоду?
(она считается «молодильной» ягодой, ценится за свои лечебные свойства, помогает при головных болях, снижает высокую температуру, укрепляет организм, соком клюквы лечат раны. Клюква хранится в свежем виде до следующего урожая, из неё готовят вкусный морс, полезный сок).
Декламирует ребёнок: Нет кислее ягод этих,
Только всё равно приветь их.
Витамин в них – лучший друг вам,
Замечательная клюква!
Лесовик: Какие у меня сегодня замечательные гости, спасибо вам большое за знания, за помощь. И хочу я вам на память подарить семена цветов и предложить посадить их в горшочки. Скоро зимушка-зима придёт, всё снегами заметёт, а у вас посреди зимы цветы распустятся, своей красотой порадуют, о моём лесе напомнят.
Все проходят к столу, на котором приготовлено все для посадки семян. Лесовик напоминает, как правильно сажать семена. Дети выполняют задание.
Лесовик: Славно мы потрудились, теперь не забывайте ухаживать за растениями, и они обязательно порадуют вас!
Дети читают поочерёдно:
1 Жить в прекрасном мире этом хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает жучком,
В небе кружится пчелой, по траве ползет улиткой
Как прекрасна жизнь вокруг, будь и ты природе друг!
2 Я на траве у родника не тронул сети паука,
Я поглядел на муравьёв – у них домишко, будь здоров!
Я долго по траве шагал и никого не напугал,
Нигде воды не замутил, я просто тихо погостил.
3 Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Будем все любить, оберегать,
Будем взрослым в этом деле помогать.
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось всё на свете!
Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю для нашего Лесовика тоже приготовить подарок: давайте нарисуем ему настоящий осенний ковер. Он будет смотреть на него и нас вспоминать! Но для начала давайте с вами разомнём наши пальчики!
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне
соединить запястья рук, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить
Утром прекрасным раскрыл лепестки
развести пальцы рук
Всем лепесткам красоту и питанье
ритмично двигать пальцами вместе-врозь
Дружно дают под землей корешки.
ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести
Дети берут приготовленные восковые карандаши, мелки и одновременно разукрашивают «осенний ковёр» для Лесовика (на заранее натянутой на столе ткани)
Лесовик благодарит детей, приглашает их снова в гости
Музыкальный руководитель: Замечательное получилось у нас сегодня путешествие! Но пора нам уже и в детский сад возвращаться.
Песню громче запевайте
И за мною все шагайте!
Дети, исполняя «Песенку туриста», возвращаются в групп
i]у.
[/b]