оксана марьясова
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах
▼ Скачать + Заказать документы
Данной проблеме посвящено множество исследований, педагогических в том числе, научных монографий, статей и методических рекомендаций и программ. Так, теоретические основы и особенности внедрения идей инклюзивного и интегрированного образования в практику общеобразовательных школ представлены в исследованиях Н. Н. Малофеева, Н. Д. Шматко, Л. М. Шипицыной, Н. М. Назаровой, М. И. Никитиной, О. И. Кукушкиной и других.
Публикация «Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Как известно, определенный период времени специальное образование принято было рассматривать как систему специальных (коррекционных) организаций образования, которые изолированы от системы общего образования. Сейчас активно происходит движение в сторону их сближения. Таким образом, на основе совместного обучения в единых организационных условиях получило название «интегрированное обучение».
«Интегрированное обучение является закономерным этапом развития системы специального образования. Оно предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие, в которые это происходит у нормально развивающихся детей» [4].
В свою очередь, Л. М. Щипицына выделяет 2 формы интеграции : социальная и педагогическая. Первая форма предполагает адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в общую систему социальных отношений в рамках той образовательной среды, в которую они интегрируются. Педагогическая интеграция предполагает способность к усвоению учебного материала[5].
Сегодня ученикам с ограниченными возможностями здоровья доступны разные формы и способы обучения : очно в образовательных организациях, очно-заочно, на дому. Родители, да и сами дети могут выбирать способы получения образования самостоятельно. Да, есть свои особенности, плюсы, минусы.
Остановимся более подробно на раскрытии вопроса социальной интеграции.
Еще в свое Л. С. Выготский указывал на необходимость создания системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. В своих работах он отмечал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм» [1].
А что раньше? Раньше дети чаще были изолированы, проходило только обучение на дому, да по индивидуальным программам, их особо никто не готовил к «выходу в общество», развитию коммуникативных навыков, навыкам эффективного взаимодействия. Следует отметить, что социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель – приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Сразу следует отметить, что организация обучения и воспитания таких учащихся регламентируются рядом нормативных правовых актов, которые первоначально следует внимательно изучить педагогу.
Так при обучении на дому ребенка с ОВЗ могут использоваться дистанционные образовательные технологии, регламент применения которых утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816. Сочетание занятий с использованием дистанционных технологий и занятий с учителей на дому определяется индивидуально для каждого ребенка с ОВЗ. Нельзя не отметить такую форму проведения, как выступление ребенка с ОВЗ с докладом. Сегодня данную форму работы мы активно используем в своей работе. При проведении данного мероприятия решаются не только педагогические, но и воспитательные задачи (помогает ребенку в развитии навыков коммуникации, свободное общение в сети содействует интеграции в социум во внеучебное время).
Нельзя сказать, что интеграция полезна и необходима всем детям с ОВЗ, но и сегодня, мы еще можем наблюдать, неприятие со стороны сверстников ребенка с ограниченными возможностями здоровья возникают. Из бесед с ребенком, родителями выявляются факты насмешек, передразнивания, иногда возникают драки между детьми. Таким образом, ребенок находится в ситуации постоянного стресса, что усиливает проявление различных патологий. В связи с этим в первую очередь на педагога (тьютора) ложится задача работы и с детьми, которые не имеют никаких ограничений в своем развитии или в здоровье. Не менее важен правильный выбор методов и приёмов для обучающихся детей с ОВЗ, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.
Таким образом, для работы в школе, для нас было выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ – участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности.
При освещении данного вопроса, было изучено теоретически и выявлено, что социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями.
Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества в первую очередь мы решали следующие задачи: 1. Разработаны специальные программы социальной адаптации.
2. На базе школы предполагается создание центра социальной адаптации, ресурсной поддержки. В данном центре главной задачей будет стоять гуманистический стиль общения и принятие каждого человека, какой он есть, в силу своих физических, интеллектуальных «данных». Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации. Программа деятельности ресурсного центра предусматривает решение также оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач посредством взаимодействия всего педагогического коллектива учреждения, детей и родителей.
3. Организовано проведение совместных культурно-воспитательных мероприятий.
Сегодня уже проводятся различные мероприятия с включением детей с ОВЗ. Социализация ребенка с ОВЗ, находящегося на домашнем обучении, происходит через проведение не только учебных и дополнительных занятий, но и воспитательных, спортивных, досуговых, информационно-развлекательных и других мероприятий совместно с одноклассниками и другими учащимися школы.
Например, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий детей с ОВЗ, написание писем военным, помощь ветеранам. Проведение школьного мероприятия «Дружно живут на планете самые разные дети!», который ежегодно реализуется в рамках Всемирного дня инвалида. Сотрудничество педагогов, воспитанников, родителей позволяет получить детям заряд творческой энергии, положительное эмоциональное здоровье, получить определённые знания, умения, навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Все мероприятия дают только положительные ожидаемые результаты.
3. Также организуется внеурочная деятельность, целью которой является коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребёнка на основе формирования взаимного уважения, понимания и доброжелательности. Внеурочная деятельность ведё тся по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное: привлечение детей к участию в спортивных мероприятиях школы.
Нравственное: правила поведения в общественных местах, этических нормах, способствующих формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.
Социальное: формирование приобретение начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни.
Исходя из представленного материала, ребенок с ОВЗ, который учится на дому, остается полноправным участником образовательного процесса и пользуется всеми академическими правами. Наши ребята вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений с одноклассниками. Хочется отметить, что интеграция способствует формированию у детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству.
Таким образом, сегодня и на государственном уровне создаются по возможности обеспечение и сопровождение интегрированного обучения и поддержка родителей детей с ОВЗ. Но не стоит забывать и о постоянной целенаправленной работе всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Литература
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 5. Основы дефектологии. СПб. : Лань, 2003. – 654 с.
2. Левшунова Ж. А. Л 382 Инклюзивное образование : учеб. пособие / Ж. А. Левшунова, Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 114 с.
3. Малофеев Н. Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе : общие и специальные требования к результатам обучения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Дефектология. – 2010. – №5. – С. 14-20.