Марина Аверина
Инновационный проект «Стол идей» (для детей старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: дети старших и подготовительных к школе групп в количестве 25 человек, занимающихся на логопункте, родители.
Продолжительность: долгосрочный (в течение учебного года).
Описание проекта
Актуальность: дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Но, не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей с речевыми проблемами. Многих детей с речевыми нарушениями очень трудно заинтересовать, удержать их внимание, поэтому на первый план выходит самоотдача педагога и грамотная, продуманная организация учебного процесса.
Публикация «Инновационный проект „Стол идей“ (для детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
Новизна: многими учеными уже доказано, что речевые центры, расположенные в коре головного мозга напрямую связаны с импульсами, исходящими от пальцев рук. Руки для ребёнка являются дополнительным речевым органом. Лепка, рисование, занятия с мелкими предметами – эти виды деятельности стимулируют развитие мелкой моторики. Я в своём проекте «Стол идей» предлагаю закручивать и откручивать пластиковые крышки. Детские пальчики не только постоянно массажируются о ребристую поверхность, но одновременно двигаются, разрабатываются кисти рук. Причём работать за данным столом можно и правой, и левой рукой и двумя руками одновременно. По рекомендации нейропсихологов, кинезиологические упражнения являются основой для социального, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Дидактическое пособие «Стол идей» может быть использовано как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой. Это пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на каждом конкретном занятии. Одно задание стараюсь делать многозадачным.
Основное предназначение проекта «Стол идей» – работа по коррекции речевых стимуляций через внедрение нетрадиционных подходов в логопедической работе. Повышение мотивации дошкольников к логопедическим занятиям с использованием различных игр реализуется через комплекс мероприятий.
Направление коррекционной работы с использованием пособия:
• развитие мелкой моторики;
• развитие звукового анализа и синтеза;
• развитие фонематического восприятия;
• автоматизация и дифференциация поставленных звуков;
• совершенствование грамматического строя речи.
Гипотеза: если повышать мотивацию воспитанников к логопедическим занятиям, то эффективность усвоения дошкольниками знаний, умений, навыков, необходимых для последующего обучения в школе значительно возрастет.
Цель: создание условий для коррекции и развития речи детей-дошкольников через использование методического пособия.
Задачи:
• продолжить коррекционно-логопедическую работу по устранению речевых нарушений у детей с использованием внедряемого метода;
• освоить новый метод и внедрить его в образовательную деятельность и педагогическую практику ДОУ;
• пополнить развивающую среду логопедического кабинета.
Формы работы:
• беседы;
• рассматривание раздаточного материала;
• дидактические игры - задания;
• взаимодействие с родителями;
• продуктивная деятельность.
Этапы проекта
I этап. Подготовительный
• разработка проекта, формулирование цели и задач;
• создание совместно с родителями дидактического пособия «Стол идей» ( сбор необходимого материала: пластиковые бутылки, крышки, резинки; изготовление предметных картинок, шаблонов и схем для алгоритма выполнения заданий);
• анализ и систематизация методической литературы по теме проекта и подбор игр - заданий для логопедических занятий;
II этап. Основной
Проведение игр – заданий с использованием дидактического пособия
«Стол идей».
III этап. Заключительный
• презентация проекта;
• мастер-класс для педагогов ДОУ;
• обработка и оформление материалов проекта;
• диагностика и подведение итогов;
• участие в VIII Всероссийском конкурсе «Воспитатели России».
В рамках реализации проекта была проведена диагностика уровня развития детей до участия в проекте и после участия в нем.
Развивающая работа по проекту, согласно ФГОС ДО, строилась таким образом, чтобы она не выходила за рамки образовательного процесса, не стала дополнительной нагрузкой для ребенка.
На логопункте детского сада занимается 25 человек – это дети, имеющие в той или иной мере речевые нарушения (ОНР I, II и III уровней, ФФН). Благодаря внедрению в индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия игр-заданий с использованием дидактического пособия «Стол идей» позволило добиться положительной динамики развития речи.
Вывод
Работа с крышками за столом позволила развить у дошкольников мелкую моторику и координацию движений рук, тем самым стимулируя речевое развитие. Речь детей стала красочнее, богаче, а также активизировался детский словарь. Вот так, играя, на основе общей увлеченности, «Стол идей» помог детям органично развиваться, а мне – учителю-логопеду – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи. Получая определённые знания в увлекательной форме, дошкольники стали инициативнее и самостоятельнее, закрепили речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Кроме этого занятия с крышками, успокаивающе действуют на нервную систему. Регулярные занятия с крышками помогли детям научиться быть более терпеливыми, усидчивыми, упорными и доводить начатое дело до успешного завершения. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.
Список использованной литературы
1. Логопедия: Методическое наследие. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. М. ,Владос, 2007.
2. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. Детство-пресс, 2016.
3. Оксана Гомзяк: Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня. Гном, 2014.
4. Филичева, Чиркина, Туманова: Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Дрофа, 2010.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практическое пособие. Айрис-пресс, 2008.
6. Жукова, Мастюкова, Филичева: Преодоление общего недоразвития речи у детей. Книга для логопедов. КнигоМир, 2011.
7. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Гном, 2014.
8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Союз, 1999.
9. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. Литера, 2014.
10. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М., Эксмо, 2017.
11. Ткаченко Т. А. В школу без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., Эксмо, 2017.
12. Логопедия под ред. проф. Волковой Л. С., Владос, 2007.
13. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. М., Эксмо, 2015.
14. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Лагутина А. В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - 4-е изд., М. : Просвещение, 2014.