Жанетта Кастерпалу
Инновационный проект «Развитие художественного вкуса у детей при использова нии ИКТ». Часть 1
Введение
К настоящему времени в музыкально-педагогической и музыковедческой литературе накопилось достаточно большое количество работ, в которых освещаются проблемы изучения художественных вкусов.
Современная эстетика объясняет «художественный вкус» как продукт общественных отношений. Основное противоречие вкуса между эмоциональным постижением явления культуры, произведения искусства и рациональным суждением, понятием о нем решается в рамках концепции единства индивидуального и общечеловеческих гуманистических начал.
Публикация «Инновационный проект „Развитие художественного вкуса у детей при использова нии ИКТ“, Часть 1» размещена в разделах
Общественный материал классической музыкальной культуры -фундамент взаимопонимания для современных слушателей, зрителей. На нем вырастают индивидуальные художественные вкусы. Из культурного фонда каждый выбирает более близкое ему в силу тех или иных возрастных, психических, национальных особенностей.
Художественный вкус - есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у детей на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности.
Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного ребёнка к вопросам музыки в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего"фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Педагог должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является внедрение медиаобразования в систему работы музыкального руководителя. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современного воспитания.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : определить роль использования ИКТ в целях развития художественного вкуса у детей на ООД.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
- Уточнение понятия «художественный вкус» на основе анализа педагогической и методической литературы.
- Анализ данной методики и выявление наиболее эффективных методов и средств развития элементов художественного вкуса при использовании ИКТ.
- Методические рекомендации по теме исследования.
В данном случае объектом исследования является ребенок, а предметом исследования - художественный вкус.
Психолого-педагогический эксперимент данного проекта проводится в 3 этапа:
- этап - констатирующий. Здесь необходимо проведение диагностики
«Способность создавать художественные образы при прослушивании музыкальных произведений без использования ИКТ и наглядных пособий».
- этап - формирующий. На этом этапе, применяя методику визуального восприятия, необходимо использовать видео-, аудиоматериалы, а также репродукции картин, портреты композиторов применяя ИКТ.
- этап - итоговый. Повторное проведение диагностики «Способность создавать художественные образы при прослушивании музыкальных произведений с использованием информационно – коммуникационных технологий».
Тогда из всего вышесказанного, можно вывести ГИПОТЕЗУ:
«Если музыкальный руководитель систематически использует на ООД материалы видео-, киноискусства и другие наглядные примеры, использует визуальное восприятие конкретных форм, применяя ИКТ, то музыкальные образы будут восприниматься детьми глубже, полнее, ярче, а уровень развития художественного вкуса детей будет значительно выше».