Ольга Филиппова
Инновационный проект «Дорога к творчеству» — Проектирование художественного труда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Современные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают использование проектирования современного образовательного пространства. Подобный подход принципиально изменяет содержание образовательного процесса, в котором возможно:
— выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста;
— обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю и саморегуляции;
— передача детям опыта предшествующих поколений;
Публикация «Инновационный проект „Дорога к творчеству“ — Проектирование художественного труда в ДОУ» размещена в разделах
— обучение детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми.
Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет — художественный труд.
Цель: направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эстетического отношения к окружающему миру средствами практической целесообразной деятельности.
Задачи:
• раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты;
• формировать эстетическое отношение к художественному труду как проявлению жизни человека во всем ее многообразии (природной, материальной, социальной, духовной);
• раскрывать специфику результата художественного труда — единство пользы и красоты (утилитарного и эстетического);
• расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника-конструктора, дизайнера. Сформировать представление о том, что все виды труда могут быть творческими, если человек — творец;
• развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать трудолюбие, ответственность, коммуникативность и др. ;
• обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие — исполнительство — творчество;
• осваивать художественные техники (технологии) и развивать ручную умелость на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности;
• создавать условия для полноценного личностного роста ребенка.
Сроки реализации инновационного проекта : 1 год
Участники инновационного проекта :
• дети
• воспитатель и специалисты
• родители
Формы реализации:
Творческие проекты
Методы:
совокупность
• исследовательских,
• поисковых,
• проблемных методов и приемов в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, оформленной в виде конечного продукта.
Принципы построения программы:
• Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности
• Принцип интеграции различных видов образовательных областей
• Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта
• Принцип организации тематического пространства
Ожидаемые результаты:
Дети научатся передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;
• у детей улучшится восприятие, обогатится сенсорный опыт;
• дети приобретут способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в работах;
• дети проявят активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;
• будут использовать разнообразные средства и техники при передаче художественных образов
Родители:
• станут полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса
• приобретут знания в различных образовательных областях
Педагоги:
• приобретут знания по данной теме
• взаимосвязь воспитателей и специалистов станет крепче.
Теоретическое обоснование инновационного проекта
Художественный труд — преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность ребенка, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего утилитарные и эстетические свойства.
Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов и преобразует их культурными способами с целью получения конкретною продукта.
Художественный труд — универсальная интегрированная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. При этом данный вид деятельности связан с экспериментированием и самореализацией на уровне подлинного творчества.
Взаимодействие с родителями
Родители воспитанников очень помогают в овладении новых технологий. Родители готовят разный материал. Включаются в творческие проекты, проводимые в нашем саду. Ходят с детьми в лес и парк, наблюдают за природными явлениями. Закрепляют дома полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывают с ребенком "трудные” техники.
Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.
Формы работы с родителями:
- специальные консультации «Истоки трудолюбия», «Портфель поделок», «Уроки творчества»
- видео- ролики «Где водятся волшебники…», «Творческая мастерская»
- презентации «Подарки осени», слайд-шоу «Мастерская Деда Мороза», «Мукосолька»
- конкурсы семейного творчества
- Дни открытых дверей
Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.
Достижение результатов по художественно-эстетическому развитию реализуется на основе комплексного подхода с другими учреждениями образования и культуры.
Группа сада осуществляет взаимосвязь:
• с детской библиотекой
• детской школой искусств
• Дворцом и культуры и Домом детского творчества
• краеведческим музеем: проводятся встречи с художниками и умельцами города.
• другими учреждениями города.
В соответствии с положением о мониторинге ДОУ – два раза в год проводим Мониторинг достижения детьми результатов освоения Программы.
Этапы проведения и реализации проекта
№ п/п Название этапа Содержание деятельности Мероприятия Временные рамки
1. Подготовительный • создание условий
• создание банка идей и предложений
• изучение среды дошкольного учреждения
• анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать Работа с педагогами: педсоветы, семинары, консультации Сентябрь 2014 г
2. Практический • разработка цели и задачи проекта
• основных показателей и критериев
• подбор соответствующего технологического оснащения
• разработка основных направлений развивающей работы. Подбор и разработка проекта с учетом инновации
Октябрь Ноябрь 2014 г.
3. Моделирование и реализация
проекта • работа по созданию модели комплексного сопровождения детей.
• разработка планов, конспектов, творческих проектов
• разработка механизма деятельности кружка по художественному труду
• апробирование плана проекта при непосредственном взаимодействии с детьми.
• включение родителей в педагогический процесс ДОУ. Мероприятия с детьми по данной теме. Сентябрь
(3 неделя)
2014-
Май 2015
4. Рефлексивно – экспертный
• анализ результатов проведённой работы
• уточнение уровня достижений
• прогнозирование дальнейшей деятельности Проведение диагностик.
Выступление с проектом на МО города Май 2015
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные:
Библиотеки города
Интернет
Издание сборников, буклетов
Нормативно – правовые:
Закон об образовании в РФ (№ 273 -ФЗ от 01.09.2014г)
Концепция непрерывного образования
Конвенция о правах ребенка
Устав ДОУ
Программно – методические:
Перспективные планы
Разработки
Конспекты занятий
Творческие проекты
Материально – технические:
Приобретение наглядных пособий
Материал и оборудование для детских работ:
а) бумага, краски, фломастеры, карандаши
б) подготовка оборудования, материалов и инструментов
Финансовые ресурсы:
Приобретение оборудования, материалов, ткани, краски
Кадровые ресурсы:
Специалисты, воспитатель подготовительной к школе группы.
Критерии и показатели инновационного проекта
Проект можно считать успешным, если мной будут реализованы совместные творческие проекты детей и родителей.
ПОКАЗАТЕЛИ:
1. Создан информационно-методический банк по проблеме.
2. Создана материально-техническая база.
3. Проанализированы данные диагностических исследований художественно-эстетического развития детей подготовительной группы, состояние художественно-эстетической развивающей среды.
4. Выявлены и продемонстрированы неудовлетворенности текущим состоянием (проблемы).
5. Спланирована работа по данной модели.
Результаты проекта Продукты
Повышение эффективности исследовательской и методической работы • Пакет нормативно-правовых документов.
• Материалы (рекомендации) по данной теме.
Разработка инструментария:
-измерения уровня художественно- эстетического развития воспитанников;
-состояния развивающей среды группы
Система самоконтроля педагога.
• Диагностические материалы.
• Создание развивающей среды по художественному труду
Повышение профессиональной компетенции педагога.
Рост творческой активности. • Личностный рост
• Творческие работы детей.
Управление художественно-эстетическим развитием детей • Мониторинг эстетического развития воспитанников.
Расширение партнерских взаимоотношений с социумом:
-организациями культурного назначения;
- родителями,
Специалистами.
Договоры и планы совместной работы.
Творческие работы.
Возможные риски при реализации инновационного проекта
Риски Способы предотвращения
Отсутствие методической базы
• создание информационной базы;
• организационная работа по саморазвитию;
Загруженность основной работой
• аналитическое обоснование внедрения данной модели, ожидаемый прогноз;
• рациональная организация труда;
• соотношение реальных результатов деятельности с поставленными целями и задачами;
• оправданность результатов;
Психологическая неготовность
принятию идеи, отсутствие мотивации
• реалистичность достижения общих и частных целей;
• благоприятная морально-психологическая обстановка;
• получение поддержки высшего руководства, учредителя;
• формирование оптимальной системы стимулирования
Форс-мажорные обстоятельства
• четкое распределение обязанностей и ответственности;
• теоретическая и методическая подготовка;
• поэтапная оценка результатов;
• налаживание эффективной системы межличностных коммуникаций, способствующей обмену опытом, навыками работы по модели
Несостоятельность использования модели в работе ДОУ
(отсутствие результата) • активные поиски оптимальных способов деятельности путем освоения новых методик и технологий;
• эффективное взаимодействие ДОУ с другими организациями и наукой.