Ася Исакова
Инновационный социально-ориентированный проект с участием детей и родителей «Юный пешеход»
1.1. Цель и задачи проекта.
Целью настоящего проекта является формирование у дошкольника осознанно-правильного отношения к безопасному поведению в окружающей дорожно-транспортной среде.
В задачи проекта входит :
1. Знакомство дошкольников с элементарными правилами дорожного движения.
2. Стимулирование развития у воспитанников поведенческих навыков по осознанному выполнению правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
Публикация «Инновационный социально-ориентированный проект с участием детей и родителей „Юный пешеход“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
3. Проведение системы мероприятий по повышению социальной активности детей, развитию коммуникативных навыков и опыта.
4. Повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах формирования безопасной жизнедеятельности своего ребенка.
5. Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию познавательного интереса детей по теме проекта.
Вид проекта : долгосрочный.
Срок реализации: два года.
Участники проекта :
- дети дошкольного возраста от 4 до 6 лет;
- родители воспитанников;
- педагоги МДОУ «Детский сад «Огонёк» г. Надыма»;
- инспектора отдела ГИБДД ОМВД России по Надымскому району.
Области интеграции: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
1.2. Нормативно-правовое обеспечение проекта.
Образовательная деятельность проекта регулируется Конвенцией ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989, Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993, Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ, Федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", проектом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основной общеобразовательной программой развития МДОУ «Детский сад «Огонёк» г. Надыма» на 2012-2018 гг.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что реализация проекта «Юный пешеход» сформирует у дошкольников осознанное выполнение элементарных правил дорожного движения, адекватное возрасту безопасное поведение в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
1.5. Технология внедрения проекта.
При реализации проекта использованы такие группы методов как наглядные, словесные, практические, игровые, соответствующие целям проекта и возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Особо отметим, что в проекте использованы занятия с использованием ИКТ. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
Проект логично встроен в концепцию программы развития МДОУ на 2014-2018 гг.
Практическую ценность проекта представляют авторские материалы, описанные в приложениях.
В организации различных форм работы с дошкольниками и родителями активно задействовано специально оборудованное помещение детского сада - центр сюжетно-ролевой игры «Городок безопасности». Оформление помещения и наличие разнообразного игрового оборудования позволяют на практике закрепить усвоенный материал.
Для реализации проекта совместными усилиями педагогов и родителей воспитанников пополнен дидактическими играми и пособиями уголок безопасности, оформленный в игровой комнате группы.
Опытно-экспериментальной базой внедрения данного проекта явились средняя (1 год реализации) и старшая (2 год реализации) группы общеразвивающей направленности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Огонёк» г. Надыма» в составе 20 воспитанников - экспериментальная группа (ЭГ). Контрольная группа (КГ) – соседняя средняя группа «А» в аналогичном по численности составе.
Основное отличие организации воспитательно-образовательной работы в плане подачи материала по формированию осознанного выполнения правил дорожного движения в экспериментальной группе от контрольной состояло в использовании методического обеспечения данного проекта.
Предполагается, что эффективность реализации проекта достижима при выполнении следующих условий:
- непрерывность процесса совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей воспитанников;
- учё т дидактических основ построения системы усложняющихся заданий двух типов: заданий, направленных на познание объекта, и заданий, направленных на преобразование объекта;
- использование эффективных методов и средств формирования знаний с учётом гендерных особенностей становления личности;
- обеспечение преемственности в методах и средствах формирования знаний с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в детском саду и семье.
- сотрудничество с отделом ГИБДД ОМВД России по Надымскому району.
Результативность работы по реализации проекта отслеживается по следующим параметрам:
Дети:
- знание элементарных правил дорожного движения;
- сформированность поведенческих навыков по осознанному выполнению правил дорожного движения;
- овладение навыками культуры поведения в дорожно-транспортном процессе;
- повышение уровня социально-коммуникативных навыков детей.
Родители :
- компетентность в вопросах формирования безопасной жизнедеятельности ребенка;
- повышение степени включенности в воспитательно-образовательный процесс детского сада в вопросах воспитания культуры поведения в дорожно-транспортной среде.
Педагоги:
- создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию познавательного интереса детей по теме проекта.
1.4. Этапы внедрения проекта.
1. Организационный этап (сентябрь 2013 г.)
- выбор и осмысление темы, формирование цели и задач проекта;
- определение проблемы совместно с родителями;
- проведение родительского собрания;
- анкетирование родителей;
- разработка плана реализации проекта;
- создание предметно-развивающей среды группы, способствующей развитию познавательного интереса детей по теме проекта (приобретение детской литературы, подбор иллюстративного материала, буклетов, приобретение и изготовление дидактического материала и игр, атрибутов для сюжетных и подвижных игр, макетов и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, статистический анализ обработки данных.
2. Содержательно-деятельностный этап (октябрь 2013 г. – май 2015 г.)
- реализация педагогического проекта «Юный пешеход».
Формы взаимодействия с детьми:
Работа с воспитанниками в рамках реализации проекта построена с учётом всех требований СанПиН 2.4.1.3049-13, проводится во вторую половину дня по следующему алгоритму:
- непосредственно-образовательная деятельность с периодичностью один раз в месяц;
- иные формы работы (беседы, наблюдения, экскурсии, художественное творчество, сюжетно-ролевые и дидактические игры и др.) по образовательным областям «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» с периодичностью один раз в неделю.
Особое внимание при организации взаимодействия с детьми уделяется личностно-ориентированному подходу к каждому ребенку, моральному и психологическому благополучию воспитанников.
Формы взаимодействия с родителями в рамках информационно-просветительского блока:
- информационные стенды с фотоматериалами различных планов, раскрывающие содержание основных вопросов в рамках темы проекта;
- родительские собрания, направленные на ознакомление родительской общественности с содержанием перспективного плана мероприятий проекта;
- лекции, ориентированные на ознакомление родителей с основами формирования безопасной жизнедеятельности ребенка;
- Дни открытых дверей, направленные на ознакомление с условиями реализации проекта;
- опрос с целью определения уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, выявления мнения о качестве воспитательно-образовательного процесса в детском саду, удовлетворенности эффективностью мероприятий проекта.
Формы взаимодействия с родителями в рамках сотрудничества специалистов детского сада и семьи:
- открытые просмотры образовательной деятельности.
Формы взаимодействия с родителями в рамках консультативно-профилактического блока:
- газета для родителей;
- информационные буклеты.
Формы организации совместной познавательной и творческой деятельности родителей с детьми :
- целевые прогулки;
- разработка безопасного маршрута «Дом - детский сад»;
- создание мультимедийных презентаций;
- оформление альбомов;
- тематические развлечения и досуги.
Таблица 1.
Учебный план реализации проекта в средней группе
Виды деятельности Количество НОД
в месяц в год
Образовательная область «Безопасность» 1 9
Таблица 2.
Учебный план реализации проекта в старшей группе
Виды деятельности Количество НОД
в месяц в год
Образовательная область «Безопасность» 1 9
3. Аналитический этап (май 2014 г.) - мониторинг результативности реализации проекта за первый год работы; анкетирование родителей; интерпретация результатов, обработка и систематизация материалов; оформление результатов работы по итогам первого года реализации проекта.
4. Аналитический этап (заключительный) (май 2015 г.) - мониторинг результативности реализации проекта; анкетирование родителей; интерпретация результатов; обработка и систематизация материалов; оформление результатов работы по итогам реализации проекта в целом.