Аида Арутюнова
Инновационный проект работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект работы с родителями
В ФГОС ДО обязательными принципами организации образовательного процесса являются: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития; учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Эти принципы определяют новые требования к вариативности, доступности и качеству образовательных услуг. Стандарт актуализирует представления о социальной ситуации развития ребенка, о кризисных и литических периодах его психического развития, о психологических новообразованиях, возникающих к концу каждого периода (литического и критического).
Публикация «Инновационный проект работы с родителями» размещена в разделах
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Положение о психологических новообразованиях, появляющихся к концу каждого возраста, заявляются ФГОС ДО качественной характеристикой развития ребенка. В качестве предпосылок овладения учебной деятельностью и нормальной адаптации ребенка к школе выступают наличие познавательных и социальных мотивов учения; умение ребенка фантазировать, воображать; умение ребенка работать по образцу; умение ребенка работать по правилу; умение ребенка обобщать; умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции; владение языком, на котором ведется обучение в школе; умение ребенка общаться со взрослым и сверстниками.
Достижение этих результатов невозможно без эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах раннего сенсорного развития и формирования у дошкольников элементарных представлений из области естествознания и математики также продиктовано в контексте реализации Концепции развития математического образования в РФ и в Концепции развития математического образования в Краснодарском крае в 2015 году.
Основная идея (идеи) противоречия,проблема проекта :
Исследования показали, что родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Обучение, под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности: «… математика – это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее». В этой связи можно зафиксировать имеющееся противоречие между сформировавшейся потребностью в новом содержании и формах взаимодействия родителей и педагогов ДОО, способствующих формированию у родителей педагогической компетентности в решении задач математического развития дошкольников и отсутствием объективного знания, подходов и технологических средств этого взаимодействия.
На основании выявленного противоречия определим проблему проекта : как моделировать и реализовать на практике взаимодействие педагогов и родителей, обеспечивающее формирование у родителей компетентности в решения задач математического развития детей.
Контингент участников проекта :воспитатели группы, специалисты детского сада, родители, бабушки, дедушки воспитанников группы, воспитанники группы «Малыши Карандаши»
Цель проекта :Содействовать формированию ключевых компетенций родителей в вопросах математического развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза проекта :
Взаимодействие с родителями в рамках решения задач познавательно - математического развития дошкольников обеспечит выполнение требований ФГОС ДО, если педагогами будет целенаправленно осуществляться информационно-образовательное сопровождение родителей в целях формирования у них деятельностного опыта решения задач по познавательно-математическому развитию дошкольников.
Содержание проекта :
1-й этап
Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ по подготовке ребенка к школе. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2-й этап
Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить по формированию осознанного интереса к процессу математического развития ребенка.
3-й этап
Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Осуществление повышения компетентности родителей в вопросах математического развития детей.
4-й этап
Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
5-й этап
Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Все формы работы с родителями подразделяются на коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы — подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие родителей в образовательном процессе (НОД и совместная деятельность).
Индивидуальные формы — предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные—играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
Развитию познавательно-математической компетентности родителей способствует целенаправленная деятельность, связанная с повышением активности их участия в жизни детей в детском саду. Родители могут играть следующие формальные и неформальные роли в жизни детского сада:
гость группы – необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми игр и совместной деятельности;
сотрудничество родителей друг с другом – это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать собрания для общения или оказания поддержки.
Приведённые ниже примеры направлены на перенос смысловой нагрузки, инициативы общения на родителей и освобождение педагогов от установки «завлекать», «привлекать», «(за)мотивировать» родителей на активное участие в жизни их детей в дошкольном образовательном учреждении.
Обучение родителей практическим умениям – педагог показывает родителям оптимальные приёмы обучения и общения с ребёнком. В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей, дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных занятий.
Метод имитации рабочего дня воспитателя – среди родителей проводится конкурс «Если бы я был воспитателем». Соревнование проходит по различным направлениям:
- математическая дидактическая игра с детьми;
- работа в рабочих тетрадях по математике;
- составление плана совместной деятельности с детьми познавательно-математического содержания для показа родителям и т. д.
Взаимодействие с родителями воспитанников группы «Малыши Карандаши» осуществляется и через сайт детского сада: https://www.dou9-gk.ru
В рамках социального партнерства педагоги взаимодействуют с учреждениями образования и культуры: МОАУСОШ №6, МБУК «ЦБС» г. Горячий Ключ, МБУ ТО «Перекресток», Детской школой искусств.
Объем выполненных работ :
•создание на систематизированной основе сайта ДОУ и группы, информационного банка;
•презентация с теоретическими положениями по проблеме, электронные сборники практических рекомендаций;
•анкеты, буклеты, брошюры, листовки, газеты для родителей по математическому развитию детей в условиях семейного воспитания;
• мастер-классы с привлечением родителей, дни открытых дверей;
•родительский проект «Геометрия рядом»;
•практикум «Семья на пороге школьной жизни ребенка».
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:
• качественная оценка: результаты опроса родителей; выполнение рабочего плана реализации проекта, достижение конкретных ожидаемых результатов, сравнительный анализ. Экспертные заключения. Степень достижения запланированных результатов;
количественная оценка: количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям проекта.
Планируемые результаты проекта :
•повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах раннего сенсорного развития и формирования у дошкольников элементарных представлений из области естествознания и математики посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
•формирование мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе ДОУ;
•установление единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.
Планируемые эффекты проекта :
•увеличится % детей, не испытывающих или испытывающих в меньшей степени проблемы в педагогическом, психологическом, медико-физиологическом аспектах их развития (результаты комплексного мониторинга, опросы, анкетирование);
•увеличится % детей с высоким уровнем познавательно-математического развития, способствующим их дальнейшей успешности и конкурентоспособности в младшей школе (результаты диагностики);
•увеличится % родителей, имеющих хорошие и высокие показатели по развитию педагогических компетенций, влияющих на обеспечение качества педагогической деятельности, подготовки детей к школе (результаты диагностики);
•будут расширены формы информационно-образовательного сопровождения родителей в образовательном процессе ДОУ.