Валентина Шубникова
Инновационный проект «Фольклор-детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :знакомство детей раннего возраста с фольклором; развитие речи воспитанников первой младшей группы средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта :
1. Выявить значение фольклорных форм в системе воспитания детей.
2. Развивать интерес к малым формам народного творчества разных жанров.
3. Приобщение детей к фольклору, обогащение их воображения и речи.
Ожидаемые результаты проекта :
Публикация «Инновационный проект „Фольклор-детям“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
1. Развитие речевых и коммуникативных навыков у ребенка.
2. Формирование положительного отношения к режимным моментам.
3. Вызвать у родителей понятие необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи ребенка.
Описание проекта
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое значение для развития речи воспитанников первой младшей группы.
Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.
I этап изучающий
Анализ предметной среды группы.
Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный и дидактический материал по данной теме.
Составить тематический план мероприятий с детьми, родителями.
II этап
Основной этап
Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
Проведение мониторинга речи воспитанников на начало года.
Организация игрового взаимодействия.
Выставка книг с различными жанрами фольклора.
Чтение и рассматривание иллюстраций.
Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
Выступление на педагогическом совете.
Создание развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.
Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи»
Консультация для родителей:
«Потешки – в период адаптации дошкольника
в ДОУ»
Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
III этап
Результативный
Проведение мониторинга речевого развития воспитанников на конец года.
Анализ, обобщение результатов проекта : выступление на педагогическом совете.
Перспективный план работы по реализации проекта
«Фольклор – детям»
Сентябрь
I Беседа «Что такое фольклор?»
1. Познакомить детей с разнообразными видами фольклора.
2. Вызвать интерес к фольклору.
II Чтение потешек «Катя, Катя, маленькая…», «Во-дичка, водичка…»
1. Учить слушать потешки и при-менять их в играх.
2. Помочь детям запомнить по-тешки и выразительно расска-зать их.
3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек. Игры по содержанию потешек.
III Народная подвижная игра «У медведя во бору».
1. Познакомить с народной игрой, правилами игры.
3. Вызвать интерес к игре и желание играть
Игры по содержанию потешек.
IV Колыбельные песни «Баю,баю, баиньки.», «Люли -люли, люленьки…».
1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.
2. Дать некоторые сведения о про-исхождении и назначении колыбельной песни, ее отличи-тельных особенностях.
1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
Октябрь
I Чтение заклички. «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…».
1. Познакомить детей со значени-ем и содержанием заклички.
2. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.
Подвижные игры «Дож-дик и солнце», «Дождик, дождик, кап, кап…».
II Чтение потешки «Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру».
1. Привлекать детей к рассказыва-нию потешек.
2. Обогащать словарный запас фольклорной лексикой (пле-тень, вечерок)
Рисование травки для коровушки
III Чтение потешек «Этот пальчик дедушка…», «Пальчик – мальчик…»
Знакомство с пальчиковой игрой «Пальчик - мальчик»
Пальчиковая гимнастика.
IV Загадки «Квохчет, квох-чет», «С хозяином дру-жит…», «Острые уш-ки…», «Хвост с узора-ми…».
1. Познакомить детей с описатель-ными загадками о домашних животных.
2. Учить детей отгадывать загадки.
1. Рассматривание карти-нок с изображением персонажей загадок.
2. Рассматривание до-машних животных на «Русском подворье»
Ноябрь
I Чтение РНС «Репка»
Учить детей воспринимать сказку, правильно отвечать на вопросы.
Показ на фланелеграфе сказки «Репка»
II Чтение потешки «Огуречик, огуречик…»
1. Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком балагурства, шутливости.
2. Пояснить значение этих слов, исходя из величины: «огурец – большой», «огурчик – поменьше», «огуречик – совсем маленький».
Подвижная игра «Огуре-чик, огуречик…»
III Чтение потешек «Варись, варись кашка…», «Дружно ложки мы берем, с аппетитом мы жуем» 1. Учить слушать потешки и пра-вильно воспринимать ее.
2. Применять потешки в режимных моментах.
Дидактическая игра «Накормим куклу Катю обедом»
IV Чтение потешек «Теплою водою Руки чисто мою», «Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды!» 1. Учить слушать потешки и пра-вильно воспринимать ее.
2. Применять потешки в режимных моментах.
Дидактическая игра «Умоем куклу Катю»
Декабрь
I Народная подвижная игра «Гуси, гуси, га-га-га.»
Продолжать учить детей играть в народные игры.
Подвижная игра «Гуси, гуси га-га-га».
II Чтение потешки «Если хочешь прогуляться», «Завязала Настеньке шарфик полосатенький» Учить детей использовать прибаутки в играх.
Дидактическая игра «Оденем куклу Лизу на прогулку»
III Чтение потешки «Из-за леса,из-за гор едет де-душка Егор»
1. Познакомить детей с потешками – небыличками.
2. Закрепить и расширить знания детей о домашних животных.
Дидактическая игра «Чьи это детки»
IV1. Беседа «Зимние народ-ные праздники»
2. Чтение колядки «Колядки, колядки собрались ребятки»
1. Познакомить детей с зимними народными праздниками «Рож-дество».
2. Знакомство с колядками.
Учить применять колядку в повседневной жизни.
Январь
IПосещение кукольного театра «Крошка» совместно с родителями.
Воспитывать любовь к искусству и творчеству.
II Разучивание дразнилки «Рева - корова, дай мо-лока».
Познакомить с фольклорным жанром – дразнилка.
III Чтение потешки «Где же наши ручки?» Изучить потешки, знакомящих ребенка с частями тела. Использование потешки в игровых моментах.
IV Составление рисованных книжек-малышек по сказке «Колобок».
Развивать желание передать в рисунке содержание сказок.
Рисование колобка.
Февраль
I Составление творческого рассказа «Сочиняем добрую сказку».
Учить детей сочинять сказки.
II Заучивание наизусть пестушки: «Катя, Катя маленька»
1. Помочь запомнить пестушку.
2. Воспитывать желание воспринимать народный фольклор.
Использование потешки в игровых моментах.
III Чтение прибаутки «Медвежата в чаще жили»
Учить детей слушать и понимать значение прибауток
.Использование потешки в игровых моментах.
IV1. Рассматривание произведений живописи и скульптуры по сказкам.
Формировать умение работать с иллюстрациями сказок.
Март
I Беседа «Весенние народные праздники»
Познакомить детей с весенними народными праздниками: «Масленица», «Пасха».
Игра с муляжами крашеных яиц.
IIМузыкально- фольклорная игра «Платочки»
Закрепить умение воспроизводить движения под музыку.
Игра «Платочки»
III Заучивание колыбельной песенки «Баю-баюшки-баю, Не ложится на краю»
Помочь детям запомнить колыбельную песню, используя разно-образные формы заучивания.
Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».
IVСоставление рисованных книжек-малышек по по-тешкам, загадкам, песен-кам совместно с родителями
Развивать желание передать в рисунке содержание малых фольклорных форм.
Выставка рисунков «Фольклорные образы в рисунках детей и взрослых»
Апрель
I Фольклорная игра (малоподвижная) «Котик ни-точку мотает»
1. Продолжать знакомить детей с народными играми.
2. Развивать ловкость, смекалку.
Игра «Котик ниточку мо-тает»
II Чтение заклички «Солнышко – солнышко выгляни на бревнышко» Продолжать знакомить детей с разными формами фольклора.
Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
III Познакомить с фольклорной игрой «Ай гу-гу».
Продолжать знакомить и развивать интерес к фольклорным играм. Игра «Ай гу-гу».
IVЧтение сказки «Теремок»
Продолжать знакомить детей с на-родными сказками, учить запоминать их.
Игра с фигурками персонажей сказки.
Май
IЧтение потешек
«Весна, весна красивая!», «Жаворонки, прилетите»
Знакомить детей с потешками про приход весны и тепла, о при-лете птиц и распускающихся лис-тиках, о ручейках и первых цветах. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
II Чтение потешки
«По лесу по зелёному бреду»,«Ласточка, лас-точка, милая касатка»
Знакомить с потешками,
помогающими запоминать явления природы Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
III Чтение закличек «Дож-дик, дождик, поливай», «Дождик, лей, лей, лей»
Знакомить с произведениями дет-ского фольклора, в которых оживают явления природы Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
IV Чтение потешек
«Матушка - репка,
уродись крeпка», «У нас в палисаднике», «Сей, сей горох»
Учить при помощи потешек на-звания простых садовых и огородных культур.
Учить передавать в рисунке сюжеты потешек.