Александра Алексеевна Красноперова
Инновационный проект «Основы ранней профориентации и профессиональной подготовки детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Направление: Основы ранней профориентации и профессиональной подготовки в МКДОУ детский сад № 6
«Все работы хороши выбирай на вкус»
(старшая группа)
Разработчик: Красноперова Александра Алексеевна
воспитатель
Тавда
2020 год
Аннотация к проекту
Участники проекта : педагоги, специалисты ДОУ, воспитанники старшей группы, родители.
Публикация «Инновационный проект „Основы ранней профориентации и профессиональной подготовки детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный
По числу участников: коллективный
По времени проведения: долгосрочный сентябрь 2019 –май 2020.
По характеру контактов: ребенок в рамках ДОУ и социальное взаимодействие
По профилю знаний : интеграция областей.
Ресурсное обеспечение проекта :
• Перспективный план работы
• Подборка дидактических и подвижных игр
• Конспекты занятий и бесед
• Настольно-печатные игры
• Иллюстрации
• Подборка познавательной и художественной литературы
Содержание:
Актуальность….….….3
1. Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта…. 5
2. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы….….…. 6
3. Цель. Задачи….….6
4. Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта…. ….8
5. Обоснование новизны инновационной деятельности…. …. ….10
6. Реализация проекта…. ….11
ПРИЛОЖЕНИЕ (фотоотчет….…. 14
Список используемых источников….21
Актуальность
На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.
Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.
А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.
1. Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта.
• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
• Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения -детский сад № 6.
2. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы.
Проблема: Недостаточная информированность детей о разнообразии профессий.
3. Цель. Задачи.
Цель: Создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самопознания.
Задачи:
• Создать в образовательном учреждении материально - технические условия необходимые для реализации проекта (создание мобильной РППС);
• Повысить профессиональный уровень педагогов и развивать умение организовывать совместную групповую деятельность с использованием различных методических приемов и средств, знание и владение современными технологиями социализации дошкольников, нахождение и использование новых образовательных ресурсов, облегчающих решения целей и задач ранней профессиональной ориентации дошкольников, умение создавать собственные дидактические и развивающие материалы;
• Повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации Проекта : «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»;
• Разработать методические рекомендации, цикл практических мероприятий по повышению социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
• Организовать: экскурсии, встречи, взаимодействия с родителями.
Для детей
• Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
• Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
• Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
• Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
• Обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т. д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно своему профессиональному направлению;
Для педагогов
• Создать и апробировать виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры)
• Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий;
• Разработать совместную работу с родителями по расширению знаний детей;
Для родителей
• Сопровождать родителей при оказании ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии.
• Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий.
Для социальных партнёров
• Создать условия и проявления интереса к укреплению партнёрских связей.
4. Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта).
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К. Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу. В истории развития педагогической мысли подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка – дошкольника. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М. В., Логинова В. И. Мегедь, В. В. Мишарина, Л. А., Овчаров А. А. Шахманова А. Ш. Многие педагоги, такие как Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие». На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в которых определены образовательные области.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учё том современных образовательных технологий:
1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова). Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко). Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
3. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
• мультимедийные презентации;
• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).
Мультимедийные презентации - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
5. Кратковременные образовательные практики. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
5. Обоснование новизны инновационной деятельности.
Новизна инновационного проекта заключается в разработке современной комплексной системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, состоящей из:
• формирования развивающей предметно-пространственной среды путем создания мобильных мастерских (что позволит построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным пользователем комбинаторики в играх, в выборе деятельности);
• социального партнерства детей и взрослых (в процессе экскурсионной деятельности.
6. Реализация проекта
№ деятельность срок исполнители
1 Целевые экскурсии 1 раз в месяц Педагог
Родитель
Ребёнок
Соц. партнёр
2 Встречи 1 раз в месяц Педагог
Родитель
Ребёнок
Соц. партнёр
3. Игры ежедневно Педагог
Родитель
Ребёнок
4. Знакомство детей с художественной литературой о труде взрослых ежедневно Педагог
Ребёнок
5. Коллективный труд ежедневно Педагог
Ребёнок
6. Просмотр видео, мультимедийные ролики, презентации В течение года Педагог
Ребёнок
7. Проведение анкетирования среди родителей В течение года Педагог
Родитель
8. Оформление папок-передвижек В течение года Педагог
9. Организация совместной деятельности (выставка) В течение года Педагог
Ребёнок
Родитель
10. Создание семейных альбомов В течение года Педагог
Ребёнок
Родитель
№ Задачи Наименование Ожидаемый результат
Первый этап - организационно-аналитический
Цель: изучить особенности реализации образовательного процесса в ДОУ и создать условия для реализации инновационного проекта по профориентационной подготовке детей.
1 Анализ состояния образовательной среды ДОУ Анализ состояния образовательной среды ДОУ
2 Выявление трудностей по реализации Проекта
Разработка плана работы План работы
3 Работа методических материалов Изучение литературы и
передового педагогического опыта и теоретических основ по ранней профессиональной ориентации дошкольников;
Разработка методического обеспечения (модели) работы по Проекту;
Создание модели педагогической работы по Проекту;
Проведение родительских
собраний, консультаций. Создание мультимедийной библиотеки литературы и передового педагогического опыта по ранней профессиональной ориентации дошкольников;
Создание методической
копилки материалов;
Второй этап - практический
Цель: реализация Проекта
1 Учет требований и рекомендаций при составлении соответствующих разделов плана профориентационной работы;
Планирование и организация мероприятий по данному направлению
Пополнение материалов по профориентации;
Организация профориентационной работы с родителями;
Реализация плана РППС в группе;
Подбор идактических пособий согласно выбранных профессий;
Оснащение сюжетно-ролевой игры по профессиям спец оборудованием, активное участие детей и родителей в данной деятельности; Подбор результативных средств профориентационной
работы, отработанных
методик;
Выявление группы
детей, у которых
необходимо учитывать
индивидуально-
психологические
особенности в рамках
реализации программы;
Фото отчет:
Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами
Систематизация и
Пополнение методической копилки по ранней профессиональной ориентации детей в рамках игровой деятельности:
-Конспекты НОД;
- Картотека дидактических игр и пособий по ранней профориентации;
- Сценарии мероприятий;
- Встречи с интересными людьми;
Проведение совместных мероприятий с родителями и представителями общественных организаций по ранней профориентации;
- Совместные эстафеты, праздники, развлечения;
Третий этап - обобщающий
Цель: систематизировать и обобщить результаты проектной деятельности
3 Проанализировать результаты работы в рамках проекта формулировка выводов и рекомендаций по внедрению опыта Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности по реализации Проекта
4 Предоставление результатов инновационной деятельности семинар по итогам деятельности. Отчет
Список используемых источников:
1. Пожарная безопасность для дошкольников / Е. Ф. Прилепко. - Москва: Скрипторий 2003, 2008. Дошкольная педагогика - Дошкольная педагогика - Российская Федерация
2. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т. В, Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh
Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
4. Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения -детский сад № 6.