Виктория Ротэрмель
Инновационный проект «Формула успеха»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Формула успеха» :
подготовка детей дошкольного возраста к школе с использованием комплекта программ «Предшкола нового поколения»
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
«Формула успеха» : основные содержательные элементы
Тема: подготовка детей дошкольного возраста к школе с использованием комплекта программ «Предшкола нового поколения»
Паспорт инновационного проекта
Публикация «Инновационный проект „Формула успеха“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Тема инновационного проекта Инновационный проект «Формула успеха» : подготовка детей дошкольного возраста к школе с использованием комплекта программ «Предшкола нового поколения»
Руководитель инновационного проекта Грачева Людмила Анатольевна, заведующий МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»
Разработчики инновационного проекта (Ф. И. О., должность, наименование организации) Грачева Людмила Анатольевна, заведующий МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»,
Ротэрмель Виктория Александровна, зам. зав по ВМР МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»,
Баранова Александра Евгеньевна, воспитатель МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»,
Рымшина Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»
Захарова Любовь Георгевна, воспитатель
Исполнители инновационного проекта (Ф. И. О., должность, наименование организации) Ротэрмель Виктория Александровна, зам. зав по ВМР МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»,
Баранова Александра Евгеньевна, воспитатель МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»,
Рымшина Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ ДСКВ № 35
База реализации инновационного проекта МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Звездочка»
Цели и задачи Цель: Выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»
Задачи:
1. Разработать нормативно-правовую базу по обеспечению выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»
2. Апробировать формы и средства работы с детьми, способствующие выравниванию стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»
3. Разработать диагностические материалы для определения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с комплектом парциальных программ «Предшкола нового поколения»
4. Разработать методические рекомендации по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»
Этапы реализации (их краткая характеристика) инновационного проекта 1. Подготовительный
Разработка нормативно-правовой базы по обеспечению выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»; подбор УМК в соответствии с комплектом парциальных программ «Предшкола нового поколения»; сбор банка диагностических материалов для определения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению; подготовка к разработке методических рекомендаций по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе в условиях ДОО
2. Основной
Изменения и дополнения в нормативно-правовую базу по обеспечению выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»; апробация форм и средств работы с детьми, способствующих формированию УУД, разработка диагностических материалов для определения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, разработка методических рекомендаций по организации подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения».
Совершенствование материально-технической базы ДОО.
3. Заключительный
Изменения и дополнения в нормативно-правовую базу по обеспечению выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»; диагностические материалы для определения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, методические рекомендации по организации подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»; организационно-техническое сопровождение формирования процесса подготовки детей к школе; совершенствование материально-технической базы ДОО; диссеминация опыта работы в рамках инновационной деятельности с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»
Сроки реализации инновационного проекта 2019 – 2022 г. г.
Область изменения Повышение качества образования посредством обеспечения выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»
Продукт деятельности региональной инновационной площадки Локальные акты, диагностические материалы, методические рекомендации, информационные материалы для воспитанников, педагогов, специалистов ДОО, родителей воспитанников
Ожидаемые результаты Разработанные локальные акты по обеспечению выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»,
комплект диагностических материалов,
методические материалы для педагогов,
информационные материалы для педагогов, специалистов ДОО, родителей, повышение профессионального уровня педагогов за счет вовлеченности в инновационную работу
Обоснование значимости для Кемеровской области
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
В нашем регионе реализуется государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2025 годы, целью которой является обеспечение доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития Кемеровской области. Одна из задач программы - модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как институтов социального развития, направленная на достижение современного качества учебных результатов, создание равных возможностей для получения современного качественного образования.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы положительные результаты, в системе образования Кемеровской области существуют вопросы, требующие дальнейшего рассмотрения и определяющие приоритетные направления развития. Сегодня обеспечение доступности дошкольного образования является приоритетным направлением в образовательной политике, продолжается реализация мероприятий, направленных на развитие сети дошкольных организаций и вариативных форм дошкольного образования. Другим системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях, формирование компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике, и одновременно выравнивание образовательных возможностей населения независимо от места жительства и социального положения.
Основным механизмом обновления содержания образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов. Отличительной особенностью Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является тот факт, что впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого - формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Ребенок - выпускник детского сада должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность и хочу отметить, что Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе, а его адаптация в социуме. Такой ребенок готов к восприятию и обучению в школе. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы дети на выходе из детского сада, не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.
Цель дошкольной образовательной организации - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.
В этой связи в МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка» возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса. Заинтересовал учебно – методический комплект «Предшкола нового поколения» - это комплект взаимосвязанных учебно-методических пособий, цель которых – подготовка ребёнка к школе. УМК ориентирован на принцип развивающего образования, учитывает возрастные особенности дошкольников, обеспечивает единство целей и задач, строится с учётом принципа интеграции всех образовательных областей. Но самое главное имеет оптимальную нагрузку.
Цель проекта - создание условий для комплексного обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования
Задачи:
1. Разработать нормативно-правовую базу по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования
2. Апробировать формы и средства работы с детьми, способствующие формированию УУД
3. Разработать диагностические материалы для определения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
4. Разработать методические рекомендации по организации подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
План поэтапной реализации
Проект рассчитан на 3 года (2019-2022 г. г.) :
1 этап – подготовительный (2019-2020 уч. год);
2 этап – основной (2020-2021 уч. год);
3 этап – заключительный (2021-2022 уч. год).
1. Подготовительный
Разработка нормативно-правовой базы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»; подбор УМК в соответствии с комплектом парциальных программ «Предшкола нового поколения»; сбор банка диагностических материалов для определения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению; подготовка к разработке методических рекомендаций по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе в условиях ДОО
2. Основной
Изменения и дополнения в нормативно-правовую базу по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»; апробация форм и средств работы с детьми, способствующих формированию УУД, разработка диагностических материалов для определения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, разработка методических рекомендаций по организации подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Совершенствование материально-технической базы ДОО.
3. Заключительный
Изменения и дополнения в нормативно-правовую базу по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с использованием комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения»; диагностические материалы для определения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, ; методические рекомендации по организации подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению; организационно-техническое сопровождение формирования процесса подготовки детей к школе; совершенствование материально-технической базы ДОО; диссеминация опыта работы в рамках инновационной деятельности.