Папки-передвижки

Компьютерные дидактические игры как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Евгения Юдина
Компьютерные дидактические игры как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему

Компьютерные дидактические игры как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Выполнила

Юдина

Евгения Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

Выполнила: Юдина Евгения Александровна 1

I. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ 6

Теоретические основы проблемы развития познавательных процессов у дошкольников 6

1.2. Компьютерная игра как одно из современных средств развития детей 12

I.3 Особенности использования компьютерных игр в дошкольном образовательном учреждении 17

Введение

Публикация «Компьютерные дидактические игры как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Двадцать первый век - век технологий. Технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого человека и ребёнка соответственно. Современные дети отдают большее предпочтение именно компьютерным играм, чем ролевым играм. В дошкольном детстве ребёнок осваивает способы осуществления деятельности. В ходе овладения специфическими детскими видами деятельности формируется мотивационная структура его личности. Происходит обобщение опыта деятельности, складывается динамически развивающийся обобщенный образ мира, который опосредует ориентировку ребёнка в условиях достижения целей его действий.

Современные дети дошкольного возраста существенно отличаются от тех дошкольников, которые жили 20-30 лет назад. Они более раскованы, инициативны и в то же время с большим трудом усваивают нормы социально -нравственного характера. Этому способствуют различные факторы, и задача образования состоит в том, чтобы использовать все возможности для воспитания их как носителей культурного наследия, которое способствует прогрессивному развитию социума. Для этого необходимо на высоком уровне выстроить работу по патриотическому воспитанию, которое является неотъемлемой частью социально - коммуникативного развития детей и включает в себя знания о семье, семейных ценностях, традициях, праздниках, родном крае, городе, природе родного края [8].

Использование информационных технологий в образовании даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию  взрослого. Мультимедийные игры в данном случае выполняют функцию средств обучения.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.

Всегда основным мотивом игры ребёнка является его желание действовать и жить, как взрослые. Но поскольку он из-за своих ограниченных возрастом возможностей не способен ещё водить машину, управлять самолётом, лечить больных, ребёнок реализует себя в игре. В игре все возможно. Проблемой влияния компьютерных игр на развитие старших дошкольников в нашей стране занимались многие психологи и педагоги. У истоков этой работы стояли учёные и специалисты центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.

С. Л. Новоселова отмечала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального, физического развития ребёнка [14].

Согласно ФГОС ДО игра рассматривается как основная форма организации педагогического процесса. Универсальность развивающих возможностей игры позволяет считать ее эффективным средством разностороннего становления личности и решения воспитательных задач. В теории и практике дошкольного воспитания широко используется развивающий потенциал разных видов игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, конструктивных и др.). В соответствии с тематикой разрабатываемого нами инновационного проекта следует о ценить опыт применения компьютерных игр в социальном воспитании детей дошкольного возраста [19].

Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе. В «докомпьютерную эпоху» ни детский сад, ни семья не отправляли в школу ребят, которые могли бы сначала думать, а потом действовать. Теоретическое мышление, в первую очередь, связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе.

Противоречия теории и практики заключаются в том, что, несмотря на требования ФГОС ДО, педагоги недостаточно уделяют времени внедрению и использованию компьютерных игр для работы с детьми. В большинстве случаев это происходит по причине отсутствия оборудования в детских садах. Также зачастую происходит неправильный подбор компьютерных игр, которые негативно сказываются на развитие ребёнка.

Одна из эффективных форм организации работы с компьютером в детском садупроведение занятий с использованием компьютерных дидактических игр. Использование компьютерных дидактических игр даёт возможность оптимизировать воспитательнообразовательный процесс, оптимизировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития,значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

Актуальность темы исследования заключается в следующем: в современном мире все большую роль в развитие детей начинают играть компьютер. Если раньше дошкольники проявляли большую активность в ролевых играх, распределяя роли и учитывая правила игры, то сегодня это уходит на второй план и «лучшим другом» ребёнка становится компьютер. Что не является положительным моментов для детей дошкольного возраста. В связи с выше сказанном можно отметить, что если не исключить компьютерные игры из жизни детей, то следует организовать этот процесс с научной точки зрения.

Проблема исследования: какое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста оказывают компьютерные игры?

Цель исследования: теоретически обосновать развивающее значение компьютерных игр в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Объект исследования: дидактические компьютерные игры в ДОО как средство познавательного развития дошкольников.

Задачи исследования:

1) описать возможности компьютерных игр для всестороннего развития детей дошкольного возраста;

2) раскрыть особенности организации компьютерных игр с детьми дошкольного возраста;

3) подобрать развивающие компьютерные игры для детей дошкольного возраста.

4) провести исследовательскую работу по развитию познавательного интереса детей старшей группы ДОО посредством использования компьютерных игр.

5) рассмотреть теоретические основы проблемы развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

I. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ

Теоретические основы проблемы развития познавательных процессов у дошкольников

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии В. В.  Давыдов, А. Ю.  Дейкина, А. Н.  Леонтьев, Л. И.  Божович, С. Л.  Рубинштейн и в педагогической литературе Г. И.  Щукина, Д. Б.  Эльконин и многие другие учёные.

Интерес – это сложное и значимое для человека образование, которое имеет множество трактовок психологических определений. Он рассматривается как:

избирательная направленность внимания человека;

проявление его умственной и эмоциональной активности;

специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью [8].

Г. И. Щукина характеризует интерес, минимум, тремя обязательными моментами:

1)положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2)наличием познавательной стороны этой эмоции, то есть тем, что мы называем радостью познавания и познания;

3)наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает человека заниматься ею [17].

Важнейшая область интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость [4].

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим желанием, более эффективно [7].

1)Исследователи условно различают четыре стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес [7, 8, 17].

В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующий активности ребёнка [13].

Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребёнка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребёнка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире, как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Пятилетний возраст часто называют возрастом «почемучек». Он является сенситивным периодом развития познавательного интереса дошкольников. Поэтому родителям и педагогам следует всячески поощрять положительные интересы ребёнка [5].

Ребёнок старшего дошкольного возраста интересуется явлениями неживой и живой природы, проявляя при этом инициативу, которая обнаруживается в экспериментировании, наблюдении, в стремлении подойти, разузнать, потрогать. Развитие познавательного интереса предполагает получение новых умений и знаний. На передачу разнообразных умений и знаний, в том числе интеллектуальных направлены занятия в детском саду.

Во-первых, он выступает как средство живого и увлекающего ребенка обучения. Во-вторых, как сильный мотив к интеллектуальной и длительной познавательной деятельности. В-третьих, как предпосылка формирования готовности личности к дальнейшему образованию [6]. Условия развития познавательного интереса – это исследовательские и практические действия ребенка. Важное и первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями [7].

1.2. Компьютерная игра как одно из современных средств

развития детей

Перед образованием поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно - образовательном процессе ИКТ. Дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Исходя из этого, информатизация детского сада является необходимым и востребованным аспектом развития современного общества. Использование ИКТ даёт возможность обогатить, качественно обновить воспитательно образовательный процесс в ДОО и повысить его эффективность. Одна из эффективных форм организации работы с компьютером в детском саду проведение занятий с использованием компьютерных дидактических игр. Использование компьютерных дидактических игр даёт возможность оптимизировать воспитательнообразовательный процесс, оптимизировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития,значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Внедрение Государственного образовательного стандарта, изменения, происходящие в дошкольном образовании, направили педагогов к поиску новых эффективных методов и современных педагогических технологий развития детей дошкольного возраста. Не секрет, что компьютер играет все большую роль в современном образовании, поэтому актуальным средством обучения и воспитания становятся информационно - коммуникативные технологии, в частности компьютерные дидактические игры. Они дают педагогам возможность разнообразить подачу материала, учитывать возрастные особенности детей, повышать их познавательную активность. Компьютерные дидактические игры – это вид электронного образовательного ресурса, предназначенный для детей, функционирующий на базе информационно - коммуникационных технологий, представляющий из себя цепочку заданий, построенных на основе развивающего обучения. Компьютерные дидактические игры не заменяют, а дополняют традиционные формы игр и занятий.

Выделяют четыре типа обучающих игр:

тренировочные и контролирующие;

наставнические;

имитационные и моделирующие;

развивающие [10].

Игры 1-го типа (тренировочные) предназначены для закрепления умений и навыков. Предполагается, что теоретический материал уже изучен. Эти программы в случайной последовательности предлагают ребёнку вопросы и задачи и подсчитывают количество правильно и неправильно решённых задач. При неправильном ответе ребёнок может получить помощь в виде подсказки.

Игры 2-го типа (наставнические) предлагают ребёнку теоретический материал для изучения. Задачи и вопросы служат в этих программах для организации человеко-машинного диалога, для управления ходом обучения. Так, если ответы, даваемые ребёнком, неверны, программа может «откатиться назад» для повторного рассмотрения теоретического материала.

Игры 3-го типа (моделирующие) основаны на графически иллюстративных возможностях компьютера, с одной стороны, и вычислительных, с другой, и позволяют осуществлять компьютерный эксперимент. Такие программы предоставляют ребёнку возможность наблюдать на экране дисплея некоторый процесс, влияя на его ход подачей команды с клавиатуры, меняющей значения параметров.

Игры 4-го типа (развивающие) предоставляют в распоряжение ребёнка некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере мир, набор каких-то возможностей и средств их реализации. Использование предоставляемых программой средств для реализации возможностей, связанных с изучением мира игры и деятельностью в этом мире, приводит к развитию ребёнка, формированию у него познавательных навыков, самостоятельному открытию им закономерностей, отношений объектов действительности, имеющих всеобщее значение [10].

Все негативные отзывы о компьютерных играх относятся к развлекательным играм, которые нужно использовать в меру, как и любой другой вид развлечения. Вместе с тем, сегодня даже многие развлекательные игры содержат большое количество информации за счёт насыщенного содержания, и, играя, ребёнок получает некоторые знания в области истории, географии, экономики. Особенно это касается стратегических игр. Создатели игр часто сознательно включают в них необходимость освоения некоторого объёма знаний, выработку навыков [16].

Таким образом, компьютерные игры могут служить эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста, однако к выбору игр для развития детей нужно подходить с осторожностью. На современном рынке компьютерных игр можно выбрать игру, соответствующую возрасту ребёнка, его и родительским запросам, целям, которые ставят перед собой педагоги и родители, усаживая ребёнка за компьютер. При этом в каждом случае родителям, педагогам, предлагая дошкольнику компьютерную игру, следует прежде самим хорошо познакомиться с ней, проверить игру на отсутствие в ней явных или скрытых моментов, которые могут негативно сказаться на психике ребёнка. И конечно, следует строго регламентировать время игры ребёнка за компьютером в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами.

I.3 Особенности использования компьютерных игр в дошкольном образовательном учреждении

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили формы детской игры. Общение детей дошкольного возраста с компьютером нужно начинать с компьютерных игр, подобранных по возрасту детей.

В детском саду планы и программы – непременный атрибут обучения. Специалисты никогда не занимаются с ребёнком бессистемно. В таком случае домашнее обучение и развитие ребёнка при помощи компьютера не должно быть пущено на самотёк. Для того чтобы родители могли помочь ребёнку в освоении компьютера, педагоги должны помочь родителям ознакомиться с нужной методической литературой по этому вопросу

Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, специалисты рекомендуют педагогам и родителям выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические. Важно не перегружать детей.

Компьютерная игра, если она превращается в игровую деятельность, является игрой более высокого уровня, требующей от ребёнка не только сенсорных навыков, но и умения наблюдать и анализировать результат своего действия.

Чтобы взаимодействие с компьютером превратилось в игру, требуется специальное обучение ребёнка навыкам взаимодействия, пониманию неизменности и очерёдности действий, управляющих компьютерной программой, невозможности пропуска или замены одного манипуляторного действия другим.

Компьютерные занятия в дошкольной педагогике – одна из новых и актуальных задач. Одно из главных условий внедрения компьютера в ДОО с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям.

При неправильной организации и методике проведения знакомства с компьютером интерес не только не возникает, но и уступает место такому нежелательному эмоциональному состоянию, как страх. Поэтому, то, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет то воздействие, которое компьютер оказывает на ребёнка. Изучение литературы показало, компьютерные игры могут быть применимы в тех детских садах, где существует заинтересованность педагогов в развитии каждого ребёнка, где царит творческая атмосфера.

Компьютерный комплекс органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее гармоничное развитие ребёнка. Программы комплекса ориентированы на существующие базисные программы в системе дошкольного образования.

Компьютерно – игровой комплекс – это система условий, позволяющих сочетать игры и занятия на компьютерах с разнообразными развивающими играми и занятиями, а также с физически подвижными играми, занятиями в физкультурном зале, в бассейне.

Все занятия с детьми проходят в игровой форме, в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывают не только интерес, но и радость.  Компьютерные игровые развивающие программы применяют, учитывая возможности ребёнка, постепенно, поэтапно усложняя игру, последовательно переходят от элементарного к более сложным заданиям.

Таким образом, использование компьютерных игр в педагогическом процессе детского сада и семьи заключается в том, чтобы воспитывать и развивать творческие способности ребёнка, формировать его как личность, обогащая интеллектуальную сферу

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Компьютерные дидактические игры как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 апреля 2025 в 15:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Компьютерные дидактические игры как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Юдина (УИ 3238302) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД