Балашова Наталья
Консультация для педагогов «Инновационный подход к организации РППС»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный подход к организации РППС
(2 слайд)Одним из главных условий обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста выступает создание образовательного пространства, обеспечивающего единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых и детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Инновационный подход к организации РППС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
(3 слайд)Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Именно поэтому необходим повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Группы, приспособленной для реализации Программы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
(4 слайд)В каждой ДОО РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть:
– содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей;
– трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
– полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности;
– вариативной – обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
– доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
– безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.
Также при организации РППС взрослым участникам образовательных отношений следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательную деятельность более интересной, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность ДО и способствовать формированию у детей новых компетенций (с учетом особенностей их развития, отвечающих современным требованиям.
(5 слайд)Размещение оборудования в группах предполагает гибкое зонирование и возможность трансформации среды с учетом стоящих воспитательных и образовательных задач, а также игровых замыслов детей. Так, все оборудование можно условно сгруппировать по трем пространствам: пространству активной деятельности, пространству спокойной деятельности и пространству познания и творчества.
В пространстве активной деятельности может размещаться оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т. д. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов должен обновляться, чтобы поддерживать интерес детей.
В пространстве спокойной деятельности – зона релаксации, конструктивные и театрализованные игры, настольные игры, книги и мягкая детская мебель, места приема пищи и иное.
Пространство познания и творчества может включать оборудование для экспериментирования, оборудование для творчества.
Планируйте зоны так, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать, что любое деление условно, поскольку текущая задача или замысел детей могут трансформировать всё групповое помещение в пространство для активной деятельности или пространство познания и творчества. Необходимо помнить и о том, что познанием и творчеством пронизана вся жизнь детей, поэтому, например, при организации театрализованной игры, вся группа может превратиться в «театральный зал» или увлекшись какой-то темой дети развернут активную сюжетно-ролевую игру и тогда всё пространство станет пространством активной деятельности.
(6 слайд) Оборудование в групповом помещении также можно разместить в соответствии с его функциональным назначением, выделив несколько модулей:
физкультурно-оздоровительный, игровой, художественно-творческий, поисково-
познавательный, релаксации, бытовой.
Функциональный модуль — это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря.
Каждый модуль должен охватывать пять образовательных областей по ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. При этом учитывайте индивидуальные и возрастные особенности дошкольников. Так, каждый модуль должен быть ориентирован на возрастные группы.
Необходимо помнить, что у детей дошкольного возраста любые виды деятельности тесно переплетены с игрой, познание и экспериментирование легко переходят в творческую сюжетно-ролевую игру, также как и двигательная активность, труд или знакомство с литературным произведением. По сути, игровой модуль является системообразующим. Бытовой модуль может включать в себя то, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью. Модуль релаксации может состоять из зоны отдыха и релаксации, мягкой детской мебели, книжных стеллажей, столиков за которыми детьми могут смотреть книги, играть в спокойные игры.
Оборудование в группе может быть размещено и по центрам детской активности. Описание самих центров представлено в тексте рекомендаций. При такой организации следует продумывать соседство центров с учетом пересечения детских активностей и их интеграции (объединения). Игра и конструирование, например, часто объединены в деятельности детей – постройка сразу обыгрывается или, наоборот, сюжет игры требует
конструктивного творчества. Познание часто соседствует у детей с
экспериментированием, а ознакомление с литературой – с театрализованным и
художественным творчеством.
По центрам активности
Другой вариант оформления пространства групповой комнаты — центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности.
Количество и содержание центров будет зависеть от возраста воспитанников. Специалисты Минпросвещения и РАО рекомендуют оформить в группах раннего возраста 6 центров детской активности, а в группах дошкольного возраста — 12.
В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности:
Центр двигательной активности для развития основных движений детей.
Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.
Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.
Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств.
Центр познания и коммуникации (книжный уголок, восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.
Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и тд) Группы раннего возраста от 1 года до 3 лет
Группа дошкольного возраста от 3 до 7 лет
Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»).
Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.
Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Центр уединения предназначен для снятия психо- эмоционального напряжения воспитанников.
Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.
Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Критерии оценки РППС :
Открытость среды для преобразований
Ориентированность на повышение двигательной активности
Приспособленность для познавательной деятельности
Приспособленность для сюжетно-ролевой игры
Ориентированность на творческое развитие
Элементы природы в среде
Безопасность среды
Нормативно- правовое и методическое обеспечение
Ошибки, встречающиеся при организации развивающей предметно-пространственной среды.
• Избыток игрушек, игрового оборудования и материалов. При переизбыточности среды детям сложно ориентироваться в среде, выстраивать длительные разнообразные игры, интерес к игрушкам и игровому оборудованию быстро снижается и утрачивается. Пространство не должно превращаться в место хранения игрушек. Целесообразнее с достаточной периодичность заменять игрушки, к которым у детей снизился интерес, которые долго не используются детьми в играх и другой деятельности.
• Излишняя стабильность среды. Важно, чтобы среда в группе могла изменяться и трансформироваться вслед за интересами и замыслами детей в игровой и самостоятельной деятельности. Трансформируемость среде можно задать, используя легкие передвижные или переносные конструкции, с помощью которых дети могут создавать пространство для игры в удобном месте: платформы на колесах, небольшие подиумы на колесах, переносные уголки ряженья с пластиковой основой, легкие ширмы, игровые модули.
• Недостаточное внимание ближайшей зоне развития детей и отсутствие учета биологического возраста. В группе вместе находятся дети, у которых биологический и паспортный возраста могут различаться – опережать или отставать друг от друга. Поэтому важно предусмотреть такую организацию РППС, при которой игрушки и оборудование будут ориентированы на детей как с опережающим, так и с запаздывающим развитием. Кроме того, часть РППС важно ориентировать на ближайшую зону развития детей.
ВЫВОД : Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно. При организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Важно так же развить интерес родителей к указанной проблеме и мотивировать стремления к взаимодействию.
Закончить свое выступление я хочу следующими словами: "Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени, среди нее ребенок будет жить-развиваться собственной самовладеющей жизнью. Его духовный рост будет из самого себя, от природы…"
Е. И. Тихеева