Светлана Кошелева
Инновационный обобщенный педагогический опыт
▼ Скачать + Заказать документы
1. История темы педагогического опыта в педагогике и психологии
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
Изучая литературу по данной теме, можно смело сказать, что мнемотехника "прописалась" и во всемирной паутине.
2. История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении
Публикация «Инновационный обобщенный педагогический опыт» размещена в разделах
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Перед началом внедрения опыта работы практическую деятельность с детьми мною было проведено исследование. В результате которого были выявлены: недостаточный уровень развития связной речи, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Отсюда вытекла необходимость в расширении и углублении речевого развития средствами мнемотехники, что и было сделано в представленном опыте работы.
Все ответы на эти вопросы мы нашли в методике мнемотехника.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Количество воспитанников в младшей группе - 19 человек.
Мальчики-8 человек.
Девочки-11 человек
Уровень усвоения детьми образовательных областей в 2016-2017 учебном году составил:
-Достаточный уровень развития-20%
- Близкий к достаточному уровень развития- 62%
-Недостаточный уровень- 18%
На конец года:
-Достаточный уровень развития- 24%
- Близкий к достаточному уровень развития-62%
-Недостаточный уровень- 14%
Проведенный анализ динамики развития детей группы за 2016-2017 учебный год свидетельствует о положительной динамике по всем образовательным областям.
Систематическая работа по развитию связной речи с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники способствует положительным результатам.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.
Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица предложенная Т. В. Большевой. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.
Работая по теме «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей». Мною разработан перспективный план, к занятиям по развитию связной речи разработан комплекс занятий по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием различных игр, а также приёмов мнемотехники и моделирования.
3.2. Актуальность педагогического опыта
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых — несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений нынешним социально – экономическим условиям реформирования общества, породившим новый социальный заказ по отношению к различным уровням образования: необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели.
С учетом введения ФГОС ДО, подходы к образованию дошкольников изменились. Сегодня, в соответствии с ФГОС дошкольного образования основное внимание уделяется поддержке разнообразия детства; сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. (ФГОС ДО пункт 1.2)
С позиции ФГОС ДО, пункта 1.5, в котором говорится об обеспечении государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения, а также обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (ФГОС ДО пункт 1.6, одной из центральных задач современного образования является формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности развития дошкольников. Необходимость использования метода мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
• недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
• бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Поэтому для решения этой проблемы мы считаем, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Актуальность данной проблемы определила тему работы: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".
Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.
3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте.
Использование мнемотехники в процессе коррекции речи имеет два аспекта:
- служит определённым методом познания;
- является программой для анализа новых явлений.
Овладение приёмами мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления);
• перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Метод мнемотехники включает в себя разные приё мы:
модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
картинографию;
коллажи;
планы-схемы;
мнемотаблицы.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному : сенсорно-графическими моделями, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. И, как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения;
контрастные рамки; и др.
Дети учатся анализировать объекты по различным параметрам, объединяли представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания, находили точные, образные слова.
Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. В помощь детям мы стали использовать мнемоквадраты. Дети легче запоминали образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняли или заменяли другой заставкой: изображали персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, мы познакомили детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале не знакома детям, мы брали на себя обучающую роль, т. е. доводили до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивали обучающие мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Проводя работу в таком направлении постепенно дети, совместно со мной, научились составлять мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей, фруктов, животных, человека, модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы и т. д., так как это интересная творческая работа, способствующая активному развитию детей по многим направлениям. Опираясь на таблицы, дети легко запоминали текст, передавали его содержание.
Наглядность в виде моделей любого плана помогает детям в освоении многих задач. Одним из приёмов мнемотехники является работа с коллажем. Это лист картона, на который наносятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры и т. д. Это обучающее пособие решает разные задачи: развитие фотографической памяти, образного восприятия, логического мышления, расширение словарного запаса и т. д. Данное пособие мы используем в разных видах детской деятельности. Ребёнок учится связывать все элементы коллажа, составлять сюжеты.
Для развития навыка творческого рассказывания используем силуэтное изображение. В качестве элементов модели ребёнку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь, туман и т. п.).
Приём картинографии помогает детям решить трудности в составлении описательных, повествовательных и творческих рассказов. Для усложнения рассказа распространёнными предложениями, вводили модели «красивые слова» – употребление детьми качественных прилагательных; «слова – действия» – употребление глаголов. Незаменимое место отводилось моделям «настроения», с помощью которых дети во время пересказа вносили в рассказ эмоциональные нотки настроения. Использование картинно-графических схем способствуют образованию наиболее отчётливых и правильных представлений об изучающих предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей, развитию внимания, мышления, наблюдательности. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
3.4. Результативность педагогического опыта
Использование метода мнемотехники позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Выбрав тему педагогического опыта и начав работу с ребятами, предполагались следующие результаты в отношении детей:
• систематизация знаний детей по лексическим темам,закрепление знаний об окружающем мире;
• пополнение и активизация словарного запаса детей;
• развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;
• формирование целостности окружающего мира;
• умение договариваться и работать слажено;
• умение обратиться к взрослому с вопросом;
• умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;
• умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;
• умение обрабатывать собранный материал;
в отношении родителей:
• повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;
• повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Эффективность работы по данному опыту можно отследить по следующим критериям:
в отношении детей:
• через их совместную работу по поиску и сбору информации;
• по умению анализировать и систематизировать информацию;
• по умению общаться со сверстниками и взрослыми;
в отношении родителей:
• через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;
• через активное участие в предлагаемых формах работы.
Итоговая диагностика показала, что уровень развития речи значительно, видна положительная динамика.
Вывод: таким образом, диагностика уровня развития связной речи воспитанников показала следующие результаты:
• у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
• расширился круг знаний об окружающем мире;
• расширился активный и пассивный словарный запас;
• появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
• дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.
Практика показывает, что постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;
1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
3) Интеграция детской деятельности.
II. Комплексно-тематический принцип:
1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
2) Виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Метод организации работы с детьми отличается:
- интегративностью;
- экономичностью;
- процессуальностью;
- здоровьесбережением;
- универсальностью.
Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области:
• развитие культурно – гигиенических навыков;
• рассказывание о растительном, животном и предметном мире;
• уход за комнатными растениями;
• рассказывание о времени года;
• отгадывание, разгадывание и придумывание загадок;
• заучивание стихотворений.
3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта
Бесспорно,базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы - не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания. Для повышения уровня речевой активности детей было принято решение использовать нетрадиционные методы развития, более активно привлекать родителей для сотрудничества с ДОУ в вопросах развития речи детей.
Для родителей было проведено родительское собрание по теме: «Специфика обучения и воспитания детей в группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Одной из целей этого собрания было: довести до родителей значимость и необходимость их помощи в коррекционно-логопедическом процессе.
Технология проекта включает в себя разработку перспективного плана, конспектов специально-организованной деятельности работы педагога, логопеда с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения.
Содержание опыта включает в себя работу воспитателей, а также работу учителей-логопедов. В период реализации опыта воспитатели данной группы целенаправленно уделяли особенное внимание вопросам развития речи детей.
Было разработано и составлено перспективно-тематическое планирование, с учетом использования мнемотехники на занятиях, что позволило охватить самые важные направления развития речи дошкольников.
Регулярно проводились консультации, беседы, открытые занятия, собрания, круглые столы и т. д. - это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Также были предоставлены (стенды, брошюры, методические рекомендации) для дальнейшего самостоятельного использования в домашних условиях. В течении года систематично оформлялись и обновлялись стенды и уголки для родителей. Предоставляя родителям теоретический и практический материал по развитию речи и использованию мнемотехники, как помощи в коррекционно-логопедической работе, у нас получилось повысить их заинтересованность и активность по данной теме, что способствовало плодотворной работе в данном направлении.
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование родителей;
Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
Акция «Вместе с ребенком» (ежеквартально) ;
Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;
Родительские собрания с просмотром открытых занятий по разнообразным темам, с использованием мнемотехники.
Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и «Медали «За стремление к знаниям!» ребенку;
Консультации на тему: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;
Индивидуальные консультации по интересующим темам;
Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои положительные результаты.
Мне удалось повысить уровень речевой активности детей благодаря взаимодействию с родителями, воспитателями через использование мнемотехники.
Поставленные задачи:
1. вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
2. познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей с помощью мнемотехники;
3. способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.
Все это способствовало улучшению речевой активности у детей.
В ходе данной работы убедилась, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)
Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше ребенка можно подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.
Таким образом, интеграция всех видов деятельности на занятиях и интегрированная деятельность специалистов узкого профиля, шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи дошкольников.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Использование мнемотехнике в своей работе доказало, что действительно эта методика способствует и помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
3.7 Проблемы при использовании опыта
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц я включила задачи по активизации и обогащению словаря.
Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.
Заключение
Использование мнемотехнике на занятиях показало положительную динамику. После года обучения в группе дети 4-5 лет по итоговой диагностики мы видим, что дети научились: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять план речевого высказывания (некоторые еще с помощью);формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Вывод-
анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.