Наталья Мирошина
Инновационный опыт «Развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Результаты исследования психологов, лингвистов предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Пешковский).
Публикация «Инновационный опыт „Развитие речи дошкольников“» размещена в разделах
Подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина. В. общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:
- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций;
- ведущее направление, а в обучении родному языку – формирование языковых обобщений, элементарного сознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.
Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими, но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) отсюда важным становится формирование не только культуры, но и культуры общения.
Ведущие идеи опыта
Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
В исследованиях направления (Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.
Я занимаюсь проблемой развития речи на протяжении нескольких лет, работаю над темой: «Развитие речи детей с использованием инновационных технологий».
Я обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать. При определении целей воспитания по развитию речи у детей дошкольного возраста ориентировалась на программу «Воспитание и обучение детей в детском саду под редакцией М. А. Васильевой». Использовала методическую литературу «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Сохиной, «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под редакцией Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой.