Приложение МААМ

Инновационный опыт «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе посредством экспериментирования»

Марина Трифонова
Инновационный опыт «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления. Для установления детьми причин тех или иных явлений и отношений между предметами или явлениями, для установления взаимосвязей, полученных в результате ощущений и восприятий, используют элементарные опыты.

Публикация «Инновационный опыт „Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе посредством экспериментирования“» размещена в разделах

Опыт - это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

С принятием закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от10.01.2002 №7-ФЗ (принят закон ГД ФС 20.12.2001), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ Президента Российской Федерации от 04.02.1994г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике образования. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана, или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни. И его развитие в этом направлении можно и нужно начинать с самого детства. Ребенок рождается исследователем. Генетически предопределенная поисковая активность создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалась как процесс саморазвития. Исследовательское поведение для дошкольника - важнейший источник получения представлений о мире.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это естественное состояние малыша, он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

В рамках введения ФГОС ДО современное качественное образование - образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя, как неповторимой индивидуальности. Сегодня очень важно не столько сформировать знания, сколько развить человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве.

В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы.

Основная идея:

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для формирования экологических представлений у дошкольников через экспериментирование, что является непрерывным процессом обучения, воспитания и развития ребенка, направленным на формирование его экологической культуры. Одним из главных условий является создание развивающей среды, применение наглядного материала

(объектов для исследований в действии, образно-символического материала, нормативно-знакового материала); осуществление экспериментирования в разных видах детской деятельности.

Теоретическая база:

Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществлял творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской Академии образования Н. Н. Поддъякова.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

При формирование основ естественно-научных и экологических понятий, экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода выступали такие классики педагоги как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как принято считать, а экспериментирование : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции (А. И. Иванова). Это хорошо понимали и неоднократно подчеркивали выдающиеся педагоги.

Используя идеи выдающихся педагогов, использованы в работе объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы, посредством которых ребенок усваивает готовые знания и воспроизводит уже известные ему способы деятельности. С помощью проблемного изложения, частично поисковых и исследовательских методов ребенок самостоятельно открывает новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности. Проблемное изложение в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска.

На основе представления М. В. Кларина о трех уровнях исследовательского обучения в опыте предлагается :

- На первом уровне ставить проблему и намечает ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;

- На втором уровне ставить только перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок искать самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);

- На высшем, третьем уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Большое внимание в опыте уделено развитию потребности ребенка в новых впечатлениях, лежащих в основе возникновения и развития познавательно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира, на развитие экологических представлений о воде, глине, почве, меле, воздухе, магните, свете, о живой природе.

В процессе НОД, дидактических игр, наблюдений в природе, экскурсиях, у детей формируется система экологических представлений. Творческие задания способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром природы; стимулирует потребность ребенка самореализации, самовыражении в творческой деятельности.

Таким образом, вопросы формирования экологических представлений у дошкольников посредством экспериментирования стали предметом специального изучения.

Новизна опыта

Новизна данного опыта заключается в создании системы применения методов и приемов по формированию экологических представлений посредством экспериментирования с целью достижения желаемого результата.

В частности:

1. Применена методика А. И. Ивановой «Методика организаций экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;

2. Разработаны:

- система проведения опытов;

- перспективный план работы с детьми старшего (старшая группа) дошкольного возраста;

- консультации для родителей;

3. Создан и внедрен:

- Исследовательский проект «Волшебница вода!»

Технология опыта

Организация образовательной работы с детьми основывалась на умениях детей, полученных ранее, учитывалась степень подготовленности детей. Формы работы :

Организованная образовательная деятельность с детьми включала в себя проведение:

- Непосредственной образовательной деятельности: «Природный материал – песок, глина, камень», «Любите землю - матушку», «Как ухаживать за комнатными растениями», «Мой домашний питомец», «Воздух и его роль в жизни человека»;

- Бесед: «Весна!», «Зима!», «Волшебница вода», «Как узнать зиму», «Осень», «Кто как зимует?», «Лекарственные растения»;

- Двигательной деятельности: подвижные игры «Ходят капельки по кругу», «Садовник»;

- Исследовательская деятельность: проект «Волшебница вода!»;

- Экскурсий: «Осенний лес: как растения готовятся к зиме», «Зимний парк»;

- Опытнической деятельности.

- Наблюдений: «Птичий календарь»;

- Комплексом пальчиковой гимнастики;

- Физ. минутки;

- Посещение библиотеки, работа с календарями природы, дневниками наблюдений, работа с моделями, чтение художественной литературы рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, сбор коллекций листьев, камней, различные виды изобразительной деятельности;

- Дидактических игр: «Твердые, жидкие, газообразные человечки», «Птицы, звери, рыбы».

Осуществлялось взаимодействие с семьями дошкольников :

- Проведение бесед «Экология и мы. Как жить в гармонии с природой», «Сокровища осеннего леса», «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»;

- Консультаций: «Содержание знаний детей о природе, навыки и умения, Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста».

- Анкетирование родителей: «Экологическое воспитание в семье», «Ребенок и природа», «Экологическое воспитание детей».

- Организация уголка экспериментирования «Детская лаборатория».

Работа с педагогами:

- Проведение консультаций «Особенности естественнонаучных и экологических экспериментов», «Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности», «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах».

Работа по развитию экологических представлений у дошкольников проводилась поэтапно.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный опыт «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе посредством экспериментирования»
Опубликовано: 17 января 2020 в 12:54
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный опыт «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе посредством экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Трифонова (УИ 680751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД