МААМ-картинки

Инновационные технологии в работе музыкального руководителя

Бабинова Татьяна
Инновационные технологии в работе музыкального руководителя

Развитие эмоциональной сферы ребенка через применение современных технологий на музыкальных занятиях

Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, чётко выражать свои желания и общаться с людьми, быть восприимчивым к искусству и проявлениям жизни — всё это зависит от того, как сформирован ребёнок эмоционально. То, как развита эмоциональная сфера ребёнка, влияет на понимание маленьким человеком мира и успешного взаимодействия с ним. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера ребёнка характеризуется следующим.

Публикация «Инновационные технологии в работе музыкального руководителя» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста в целом имеют спокойный эмоциональный фон восприятия. Их чувства все еще непроизвольны и переменчивы, но восприятие уже не столь контрастно окрашено, как у малышей помладше.

Дошкольники способны предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют предугадывать оценку взрослых — похвалу или неодобрение — и переживают по этому поводу.

Детям удаётся успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение

Детям старшего дошкольного возраста уже хорошо известно чувство сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по отношению к близкому человеку. Старшие дошкольники не провоцируют сознательно конфликтных ситуаций.

Секрет воспитания дошкольника с помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребёнка, а направлять их в нужное русло. Эмоции — это основа благополучного

душевного состояния ребёнка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни.

Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка и чтобы её осуществлять - дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку, это одна из важнейших музыкальных способностей.

В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Ребёнок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия. В связи с этим актуально было изучить применение музыкотерапии, как метода здоровьесбережения детей в дошкольном возрасте.

Одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости детей является восприятие (слушание) музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Также как и звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм ребенка: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм.

Вокалотерапия особенно полезна депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс.

Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. В настоящее время в музыкальной деятельности все более активно используется такой инновационный подход как эвритмия – искусство движения, основанное на ритмических закономерностях речи и музыки.

Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах.

Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т. Боровик, А. Бурениной, Т. Тютюнниковой,

О. Радыновой, М. Картушиной, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий, все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.

ИспользованиеИнформационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении позволяет значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми, расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала. Дети виртуально попадают в концертный зал, изучают творчество композиторов, знакомятся с разными музыкальными жанрами. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны, занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Пение тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому полезно создать электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев, во время занятий эвритмической гимнастикой, помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например, «Школа танцев для детей + детская мультдискотека». Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и

занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Музыкально-дидактические игры также можно проводить с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай

звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?», «Угадай мелодию» и т. д

При обучении игре на детских музыкальных инструментах используются видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов. Также видеозаписи незаменимы при объяснениях, что такое оркестр, группа инструментов, при знакомстве с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению. Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.

Наряду с использованием ИКТ система музыкально-оздоровительной работы предполагает также использование музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий : валеологические распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры и т. д.

Применение на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, достижение главной цели работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.

В заключении своего выступления, хочется поделится своим опытом работы и уже в практической деятельности показать некоторые методы и приёмы используемые на муз. занятиях.

Публикации по теме:

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Использование ИКТ в работе музыкального руководителя Использование презентаций расширяет возможности работы музыкального руководителя; их применение становится неотъемлемой частью в процессе.

Отчёт музыкального руководителя о работе за лето В течение летнего оздоровительного периода мной была проведена работа : 1. Проведение музыкально-тематических занятий по группам согласно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии в работе музыкального руководителя
Опубликовано: 20 сентября 2024 в 14:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии в работе музыкального руководителя» (включая файлы) размещена пользователем Бабинова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД