Елена Пономарева
Инновационные технологии в педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в педагогической деятельности
Пономарева Елена Александровна
Воспитатель
ОДОД ГБОУ школа 574 Невского района
Санкт- Петербурга
Аннотация В статье рассмотрены инновационные технологии в педагогической деятельности : Целью внедрения «педагогических инноваций» является помощь эффективно достигать поставленных целей и задач в образовании. Образовательный процесс со временем меняется, и обучение трансформируется для достижения новых целей, нужны новые педагогические методики, приемы и способы.
Публикация «Инновационные технологии в педагогической деятельности» размещена в разделах
Ключевые слова: Инновация, Образовательный процесс, Личностно- ориентированный подход, Дидактика.
Слово «инновация» означает «новое». Его можно применить к любой сфере: к науке, медицине, образованию. Понятие «педагогическая инновация» в России исследуется с начала 90-ых. Современное образование не удовлетворяет запросам информационного общества. Школы не развивают базовые компетентности, не учат школьников учиться и делать открытия. Система до сих пор сосредоточена на том, чтобы «передавать» знания, а не учить их искать. Это формирует потребность перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций. Педагогическая инновация : суть и цели
Педагогической инновации – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки обновлений в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей. Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы. Основной критерий инновации – это её актуальность и обновленность. Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей: Процесс развития познавательной деятельности обучающихся; Повышении эффективности учебной и воспитательной работы; Изменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики. Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях. Инновационные подходы в современном образовании Подход в обучении – это базовый принцип, объединения требований и целей, который является основой для новых технологий. Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией. В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода: Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/воспитанника. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься, доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей, творчества и успеха, субъективности, индивидуальности; Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях. Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта «новинка» требует пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения. Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – объединения методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения. Новые педагогические технологии в системе образования Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.
Проектная деятельность- это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности воспитанников/учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в подгруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений. В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах. Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.
Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Проект (англ. design) – это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта (устройства, работы, услуги).
Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами). Проблема – это сложный вопрос, требующий решения (расстояние между состояниями «Хочу» и «Могу»).
Идея – это мысль, переходящая в действие. В данном случае идея должна быть уникальной для той среды, в которой планируется реализация проекта. Субъекты проектирования – отдельные личности или организации, коллективы, социальные институты, ставящие своей целью преобразование действительности.
Объекты проектирования: 1) объекты материальной природы (например, объектом проектирования может быть создание новой точки общественного питания или создание новых элементов компьютера); в результате реализации проекта появляется новый объект, вещь, предмет; вместе с тем проектироваться могут новые свойства – назначения и функции старой вещи; подобные объекты чаще связаны с техническим проектированием; 5 2) нематериальные (не вещные) свойства и отношения (например, есть такие проекты, которые направлены не на достижение материального результата, а на получение информации о клиентах, изменение нашего отношения к той или иной проблеме).
Учебный материал представлен на трех взаимосвязанных уровнях: теоретическом, методологическом и практическом. Теоретический уровень включает изучение концептуальных оснований проектной деятельности и сущности проектирования. На методологическом уровне приводятся структура проекта и характеристика отдельных составляющих, рассматриваются технология проектирования, требования к оформлению проектной документации, правила проведения презентации и защиты. На практическом уровне у обучающихся появляется возможность самим подготовить к презентации проект.
Игровые технологии выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры воспитанники занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса. В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части занятия/ урока. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы.
— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
— в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дистанционное обучение – «новинка», которая активно внедряется. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообразование.
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами преподавателям и воспитанникам/ ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообразования. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи. Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых воспитанники/ ученики могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.
Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности. Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.