Бородина Светлана Дмитриевна
Инновационные технологии в ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. По мнению Б. Т. Лихачва, педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, примов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. Современные образовательные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса, в данном случае по профилактике дорожно – транспортного травматизма.
Публикация «Инновационные технологии в ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
1. Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач, создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.)
Данная технология позволяет использовать нам нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Педагоги детского сада используют в своей работе по обучению детей правил дорожного движения тризовские методы и приемы. Например, давая детям задание о работе светофора, начинают с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрстке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трхглазый? И др. Далее проводим экспериментирование или игровой тренинг, во время которых выясняем функции светофора, как средства регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрстках. Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т. д. Побуждаем ребнка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учит их разрешать. Достоинством метода «системный оператор» является то, что при его использовании ребнок учится системно мыслить (часть – целое, устанавливать причинно – следственные связи, закономерности их развития и проявления. Системной может быть предмет, объект или процесс, предназначенный для какой – то цели, выполнения нужного действия. Например: система «пешеход» : лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не выполняющее по ней работы; подсистема (часть) – взрослые и дети (мужчины, женщины и мальчики, девочки); надсистема – все люди и т. Д. Для развития системного мышления дошкольников мы используем интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает…», «Каким могут быть…», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвртый лишний», «Назови одним словом» и другие. Многие игры мы составляем сами.
Метод каталога «фокальных объектов» позволяет нам не только закрепить системное видение ребнком окружающего мира, умение придумать что – либо новое, видоизменения или улучшая привычный вид реального объекта, но и составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения; проанализировать художественное произведение или картину. На целевых прогулках и экскурсиях с дошкольниками также используются нами различные приемы, активизирующие детскую фантазию – оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. Д. Например: предлагаем детям оживить улицу, перекрсток, светофор – «Кто его мама? Кто его друзья? О чм спорят светофор и пешеход, улица и перекрсток или перекрсток и светофор, улица и пешеход?».
Сознательное отношение к изучению правил дорожного движения формирует прим – эмпатии. Предлагаем детям представить себя на месте наблюдаемого: - «А что, если ты превратился в пешеходный переход (светофор, в дорожную разметку, нерегулируемый перекрсток и т. д.? О чм ты мечтаешь? Кого (чего) ты боишься? С кем бы ты подружился? Какие советы ты бы дал пешеходам, транспортным средствам? Что бы ты изменил в дорожной ситуации?».
Метод «мозговой штурм» позволяет нам получить максимальное количество новых идей в минимальное время и снять психологическую инерцию. Он в нашем учреждении проводится как со взрослыми, так и с детьми. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой – либо познавательной задачи, во время игры – занятия. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их. Примерные вопросы для обсуждения: 1. Что произойдет, если исчезнет на перекрстке светофор? 2. Что произойдт, если на земле не будет транспортных средств? 3. Что будет, если у велосипеда убрать руль? 4. Где и как работать с велосипедом без управления? 5. Чем опасна скользкая дорога, покрытая листвой; облитая жидкостью? 6. Что произойдт, если убрать шлагбаум? 7. Что произойдт, если увеличить скорость автомобиля (его размеры? 8. Что произойдт, если дорога будет колючей, как ж? И т. Д.
2. Игровые технологии
С целью воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста применяем игровые технологии, т. к. они являются основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности педагоги широко используют самые разнообразные игры: • с элементами физических упражнений и спорта; • ролевые игры; • театрализованные и игры-драматизации; • дидактические; • с использованием макетов; • компьютерные; • интеллектуально-познавательные Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.
Сюжетно - ролевая игра – форма моделирования ребнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчиннная жстким правилам, неизменяемым условиям. В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Регулируемый перекрсток» и др., в которых могут показать практические навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, затем ведущий программы «Главная дорога» сообщает о происшествии, дат советы дорожной безопасности) Например, сюжетно-ролевая игра «Пассажиры». Между детьми распределяются роли. Одни дети выступают в роли пассажиров, другие - взрослых, которые держат их за руку. В определенном порядке отрабатываются следующие действия: 1) нахождение на посадочной площадке; 2) вход в автобус; 3) нахождение в салоне автобуса; 4) высадка из автобуса; 5) переход на противоположную сторону дороги при высадке из автобуса. В игре отрабатываются следующие правила поведения : 1. На остановке маршрутного транспорта стоять надо на тротуаре, не близко к проезжей части. Ногами не наступать и не заходить за бордюр. Воспитатель объясняет, почему именно так надо стоять. Потому что, если близко стоять к проезжей части, переступить бордюр или стоять на нем, может задеть проезжающий транспорт. 2. Во время посадки входить в автобус следует со стороны тротуара. Входить надо первым, потом идет взрослый. Чтобы не остаться на улице одному, если взрослый уедет, а водитель закроет дверь, не заметив ребенка. 3. Войдя в салон нельзя толкаться, громко разговаривать, стоять в проходе. Потому что это мешает другим пассажирам. При наличии мест следует сесть. Стоять нужно, держась за поручни. 4. В процессе поездки нельзя отвлекать водителя разговорами, нельзя высовывать руки и голову из окон. Может произойти авария. Руки может оторвать встречный транспорт. 5. При высадке первым должен выходить взрослый и держать ребенка за руку. До полной остановки выходить нельзя. Чтобы ребенок не остался один в салоне, если водитель закроет дверь, не заметив ребенка, и чтобы не упал под колеса автобуса. Все эти действия в сюжетно-ролевой игре отрабатываются до автоматизма - приобретения навыка. Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определнной последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ, его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак», такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» (пособие из картона с прорезями, в него дети собирают дорожные знаки, это могут быть определнные группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие.
Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторина» и т. д. Игры преподносим детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются. Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх, игровых программах. Подбор игр объединяем одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины др.) : «Безопасная прогулка», «Самый умный на дороге» и т. д. Во время целевых прогулок и экскурсий педагоги наглядно показывают реальные светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств для того, чтобы дошкольники имели представление реальных картин дорожного движения и могли рассуждать об увиденном. Огромной популярностью у воспитанников нашего детского сада пользуются такие мероприятия, как «КВН», викторины, «минутки», путешествия, в процессе которых происходит закрепление полученных знаний по воспитанию культуры поведения на дорогах.
3. Проектная деятельность
Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей, социальных партнеров).
4. Информационно – коммуникативные технологии
При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма огромное внимание уделяем использованию информационно – коммуникативным технологиям. Это позволяет организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Занятия с использованием презентаций являются одним из важных и интересных результатов работы. В программе Рower Рoint созданы различные презентации, которые в дальнейшем используем с целью ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения. Когда даем новые знания детям, их восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Для большей эффективности презентации построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, в них включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:
•виды транспортных средств, их классификация
• группы дорожных знаков
• причины ДТП
• участники дорожного движения
• сведения о дороге и ее главных составных частях
• светофор, история его развития
• назначение дорожных знаков и указателей, их группы
• виды транспорта
• дидактические игры,
•ребусы
5. Мультипликация
Мультипликация – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников. Восприятие мультипликационного фильма оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, среди которых выделяются этический, познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим. Дошкольник воспринимает мультипликационный фильм как своеобразную действительность. Чем сильнее выражена эта установка, тем ярче эмоциональная отзывчивость, тем активнее его сопереживания и соучастие в том, что показал автор, тем очевиднее его «перенесение» в мир, изображенный в мультфильме. Мультфильм к тому же сочетает в себе слово и картинку, т. е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. Компьютерная программа Pinnacle Studio, с помощью которой самостоятельно создаются на основе всем известных мультипликационных фильмов совершенно новые мультфильмы с новым смыслом.
6. Мнемотехника
В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится вс более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Такая инновационная технология увеличивает объем памяти детей путм образования дополнительных ассоциаций. Такие примы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию (см. приложение 8). Данную технологию начинаем вводить с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас. Дети составляют сказки и рассказы на темы по правилам дорожного движения, используя лексику и соблюдая общие принципы построения сюжета, разучивают стихотворения. В результате использования технологии дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний и дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте, словарный запас выходит на более высокий уровень.
7. Разноуровневое обучение
В работе по ПДД огромное внимание уделяем технологии разноуровневого обучения. Организовываем работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала. Это дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Основу технологии разноуровневого обучения в детском саду составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанников знаний правил дорожного движения; планирование ; разноуровневый дидактический материал по обучению детей правил дорожного движения.
8. Технология проблемного обучения
Данная технология помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Например, ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показываем картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно они поступают или нет и почему. Можно показать иллюстрацию, где ребенок не предвидит опасность и съезжает с горки на санках. Дети, рассматривая картинку, должны объяснить, в чем опасность такого поведения. В процессе наблюдений за движением транспорта дети видят, что для транспорта горит зеленый сигнал светофора, но они продолжают стоять. Оказывается, водители транспорта пропускают автомобиль «Скорая помощь», который подает световые и звуковые сигналы. Дети обдумывают, почему водитель автомобиля так поступил. Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Например, предлагаем подумать, что бы произошло, если в городе не было дорожных знаков или светофоров. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. Проблемная ситуация создается педагогами с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы: – подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения (Как нужно переходить дорогу : быстро или медленно) – излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос (Почему нельзя ходить по проезжей части) – побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (По тротуару ходят пешеходы, игры и езда на велосипедах будут им мешать. Кататься и играть нужно только в специальных для этого местах. Или важно учить ребенка рассказывать то, что он видел на улице, развивать предвидение опасной ситуации, обращать его внимание на опасные места возле дома, дошкольного учреждения, на улице, дороге, на остановке маршрутного транспорта и т. д.). – ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы (Почему нельзя разговаривать с водителем транспорта) проблемные теоретические и практические задания, например, «Подбери дорожные знаки», «Выбери знак, обозначающий место перехода дороги», «Как правильно перейти дорогу на перекрестке» и т. д. Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. Но и не забываем мы о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы применяем в работе с неусидчивыми детьми: они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение. Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
9. Исследовательская деятельность
Среди возможных средств формирования у дошкольников знаний правил дорожного движения у дошкольников особого внимания, на мой взгляд, заслуживает исследовательская деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новых знаний получает ребнок. Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
В детском саду используем такие формы организации исследовательской деятельности с целью ознакомления правил дорожного движения, как:
- эвристические беседы
- наблюдения
- «погружение» в звуки транспорта, города
- использование художественного слова
- дидактические и развивающие игры
- игровые ситуации
10. Здоровьесберегающие технологии
При обучении детей с правилами дорожного движения в своей работе используем здоровьесберегающие технологии, а именно физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств. Хочу рассмотреть использование двигательных игр на занятиях физической культуры. Одни игры развивают моторику рук, другие - координацию движений и т. д. Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Воспитатель определяет с детьми, где левая и где правая сторона (обычно по руке). Затем рисуется мелом на полу пешеходный переход «зебра» или изображается с помощью нарезанных детьми белых полос из бумаги. Дети воображают, что они стоят на тротуаре и собираются перейти на противоположную сторону дороги по пешеходному переходу «зебра». Делают повороты налево, направо, опять налево, идут, доходят до середины, делают поворот направо, осматривают дорогу со всех сторон и продолжают движение до конца. Двигательная игра может быть использована и при объяснении детям, почему автомобиль не может сразу остановиться, если на его пути появился пешеход или какое-либо препятствие. Сначала воспитатель объясняет название (виды) транспорта, используя игрушки, и показывает разницу при движении : игрушка автомобиль останавливается мгновенно. Настоящий автомобиль мгновенно остановить нельзя, и в этом главная опасность транспорта при его движении.