Марина Расимовна Ахмадеева
Презентация по орф-педагогике «Инновационные технологии в логопедической работе»
Тема: «Инновационные технологии в логопедической работе
(Орф-педагогика)».
Цели: ознакомление с Орф-педагогикой, её задачами и особенностями занятий, сравнение Орф-педагогики с логоритмикой, выполнение практических упражнений.
План:
1. Орф-педагогика.
2. Логоритмика.
3. Практические упражнения.
1. Ход выступления:
Публикация «Презентация по орф-педагогике „Инновационные технологии в логопедической работе“» размещена в разделах
Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой Гунильд Кетман в 20-е годы прошлого века. Орф-подход, являющийся основой этой педагогики, наряду с методами Кодай, Далькроза, Судзуки, служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры.
Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод.
В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.
Карлом Орфом и его единомышленниками были разработаны специальные ударные инструменты для детей, а также создан сборник «Шульверк» («Музыка для детей», который состоит из партитур для игры на этих инструментах, пения и танцев. Многие небольшие пьесы из Шульверка доступны в исполнении малышам. Основой орфовского оркестра являются так называемые штабпили) мелодические ударные инструменты с деревянными или металлическими пластинками (различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили); а также широкая группа немелодических ударных (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек). Также – очень простые духовые инструменты: родственные народной свирели – разного диапазона блокфлейты; и некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах.
Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.
Орф-подход
Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи.
В настоящее время орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.
Орф-педагогика – это:
• Творческий процесс обучения, где что давать и как давать — главные части обучения.
• Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизации.
• Соединение музыки, движения, слова, рисунка
• Приоритетное воспитание чувства ритма.
• От простого – к сложному.
• Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребенка на уроке.
• Область музыкальной педагогики, где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.
• Свобода в рамках заранее обыгранных правил.
• Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.
• Материал разных культур, эпох.
• Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.
Задачи Орф-занятий:
- научиться играть и петь;
- лучше осознавать свое тело (лучше им управлять);
- понять определенные закономерности музыки;
- тренироваться в концентрации внимания;
- улучшать память;
- ориентироваться в пространстве и времени;
- учиться абстрактно мыслить;
- узнавать разные эмоции;
- общаться с другими детьми.
Из чего состоит занятие?
- движение и танец (традиционный и художественный);
- ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);
- пение;
- речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На занятии используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке);
- театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).
Какие инструменты используются на Орф-занятии?
- барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);
- ксилофоны;
- звучащие жесты (это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы);
В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.
2. Что такое логоритмика?
Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Она связывает воедино слово, музыку и движение.
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления:
1. Развитие неречевых процессов.
Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
В основе логоритмики лежит Орф-педагогика.
Логоритмика состоит из следующих элементов:
• логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
• чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
• пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
• упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
• фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
• вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
• песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
• музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
• мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;
• упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
• коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
• упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Использование логоритмики на логопедических занятиях.
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.
В структуру логопедических занятиях можно включать элементы логоритмики. Причём логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом этапе логопедического занятия. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой. Дети с тяжелыми нарушениями речи, с которыми я работаю, очень плохо чувствуют ритм и интонации, мелодику речи, дыхание их сбивчивое, а слоговая структура нарушена. Поэтому наша задача – помочь им уловить эти важные составляющие речи.
С логоритмическими упражнениями, как выяснилось, мы знакомы с раннего детства. Первый раз мы занимались логоритмикой, когда на песенку своей бабушки «кыш, полетели, на головку сели…» подняли вверх руки.
Вспомните все детские потешки и присказки, сопровождающиеся движениями:
«По кочкам, по кочкам,
по гладеньким листочкам,
в ямку бух!».
А физминутки на школьных уроках:
«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».
Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы, и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.
Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.
Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.
Будьте уверены, что стихотворение, рассказанное с движениями рук или пальчиков, навсегда врежется в память малыша. Ребенок буквально «прочувствует» поставленный звук всем телом, и этот звук, с которым проведена такая глубокая автоматизация, никогда не будет путать ни в устной, ни в последующей письменной речи.
Для профилактики ошибок чтения и письма одним из самых прекрасных логопедических приемов будет совместить сложные движения обеих рук (читай обоих полушарий головного мозга) с произнесением стихотворения. Такая скоординированная с речью работа обоих полушарий самым действенным образом подготавливает речевые зоны головного мозга к первым годам обучения в школе.
Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Поэтому большое значение в данном контексте приобретают простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы, и те инструменты, которые обязаны им своим происхождением – в первую очередь ударные.
Инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему – движениям его рук и рта, и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу.
3. Практические групповые упражнения.
Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цели: отработка ритмической структуры слова, чёткого произношения звуков в словах, обогащение словарного запаса, развитие слуховых функций, памяти, внимания, координации, двигательной активности.
Описание.
Играющие садятся по кругу. Детям предлагается поздороваться, но сделать это необычно, а с помощью игры. Ведущий называет свое имя, прохлопывая его в ладоши по слогам (например, Та-ня). Дети хором называют это имя «ласково», прохлопывая его по коленям (Та-неч-ка). Далее рядом сидящий называет и прохлопывает в ладоши своё имя, а все хором называют это имя «ласково» и одновременно прохлопывают его по коленям. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока все игроки не назовут своё имя.
Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ».
Цели: развитие фонематического и музыкального слуха, интонационной выразительности, чёткой координации движения, чувства ритма; обогащение словарного запаса; развитие речи, памяти, внимания, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Оборудование: для игры потребуются простейшие музыкальные инструменты (по количеству участников, которые издают разные звуки (гремящие, шуршащие, звенящие).
Описание.
Все участники садятся по кругу. Детям показывают музыкальные инструменты и предлагают с их помощью совершить путешествие по зимнему лесу. Ведущий начинает игру со словами, сопровождающимися отхлопыванием ритма по коленям:
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Санки скрипят!
Бубенчики звенят!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Ветер шумит!
Дятел стучит!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Белка на ветке орешки всё грызёт!
Рыжая лисичка зайчишку стережёт!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Ехали мы ехали, наконец доехали.
С горки – ух! В ямку бух!
Игра «КАТЯ ШЛА».
Катя шла шла шла.
Апельсин нашла.
Апельсин какой?
Апельсин большой!
«Винни-Пух»
Идем вперед тирлим-бом-бом
И снег идет тирлим-бом-бом
Хоть нам совсем совсем не по дороге
Но только вот тирлим-бом-бом
Скажите от- тирлим-бом-бом
Скажите от- чего так мерзнут ноги!
(из «Винни-Пуха» А. А. Милна, перевод Б. Заходера).