Наталья Махорская
Инновационные технологии, используемые педагогом-психологом в работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра
▼ Скачать + Заказать документы
Теперь дети не играют, а учатся.
Они учатся, учатся и никогда не начнут жить.
А. Грин
Инновационные технологии, используемые
в работе с воспитанниками
педагогом-психологом
Вся деятельность ведется по подпрограмме «Лесенка успеха» в рамках комплексной программы СРЦН «Принять, понять, помочь».
Цель моей работы как педагога-психолога в СРЦН—содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей и подростков.
Публикация «Инновационные технологии, используемые педагогом-психологом в работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра» размещена в разделах
Благодаря директору, в нашем центре создаются оптимальные условия не только для воспитания и развития детей, но и для ведения инновационной деятельности, что дает не только возможность дать детям разностороннее развитие, но и повысить профессионализм специалистов и воспитателей.
В работе с детьми чаще всего использую
инновационные технологии :
арт-терапия;
куклотерапия;
игровые;
тренинговые и др.
АРТ-ТЕРАПИЯ
Наши воспитанники, как правило, испытывают трудности не только в вербальном, но и невербальном выражении своих мыслей, чувств, переживаний, поэтому наиболее эффективным методом работы с ними является арт-терапия.
Термин «арттерапия» ( буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938).
Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме работы.
Основные принципы арттерапевтического взаимодействия.
1. Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ “Я”.
2. Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.
3. Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.
4. Не применять негативных оценочных суждений, “ярлыков”, отрицательного программирования.
5. Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.
6. Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, формы, качества.
Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
В тренинговых занятиях и в работе «Кукольного театра» часто использую элементы арттерапии. Это дает дополнительные результаты, стимулирует воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы.
ИГРОВЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель:
улучшение коммуникативного взаимодействия воспитанников в процессе игры, освобождение от негативных переживаний.
Задачи:
• воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;
• совершенствовать приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.
Игра оказывает сильное влияние на развитие личности ребенка с раннего возраста.
Метод особенно актуален в детской и подростковой практике, так как именно игра дает возможность пробовать различные модели поведения. Обучающий материал, который преподносят ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные задания и упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Наиболее эффективная работа с воспитанниками происходит в форме сюжетно-ролевой игры. Благодаря установлению положительного эмоционального контакта во время игровых занятий между подростками и психологом лучше достигается психокоррекционный эффект. В игре происходят формирование произвольного поведения подростка и его социализация.
Результатом поиска новых форм и методов работы с воспитанниками в мою работу вошла инновационная технология - куклотерапия.
КУКЛОТЕРАПИЯ
Цель:
Дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра.
Задачи:
• пробуждать интерес к чтению, любить и понимать искусство;
• сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
• способствовать развитию связной речи, воображения;
• добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.
Одним из видов арттерапии является куклотерапия, который помогает детям и подросткам через актерскую игру развить собственную творческую индивидуальность, преодолеть трудности в общении. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Наверное, поэтому куклотерапию понимают порой как «лечение театром», «коррекцию поведения через кукольный театр». И игра в кукольный театр - замечательный способ в решении данной проблемы. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
В ходе занятий я не придерживаюсь жесткого плана, импровизируем вместе с детьми, учитывая предложения и настроение. С ребятами мы не только работаем с куклами, но и рисуем понравившихся героев, сюжеты, разыгрываем сценки. И малыши, и подростки с удовольствием одевают на руку куклу, чтобы «оживить» её и с нетерпением ждут следующего занятия. Дети знакомятся с возникновением кукольного театра, с правилами вождения куклы, бережному отношению к игрушке, как двигаться за ширмой во время спектакля и т. д.
На занятиях стараюсь обращать внимание на уровень развития организаторских способностей, какую позицию занимает ребенок. Он лидер или ведомый, помогает друзьям или провоцирует конфликты? Куклотерапия используется мною для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации при коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения, для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию. Обыгрывая ситуации, которые возникают у детей при общении в детском коллективе, вместе ищем причину их беспокойства и тревог, вместе смеемся и радуемся.
На индивидуальных занятиях использую прием – «театр одного актера». Ребенок выбирает куклу и ведет с ней диалог. Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой сфере. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу.
Уже стало доброй традицией участие кукольного театра на мероприятиях нашего Центра. Создается ситуация успеха, зрители аплодируют, детям хочется участвовать ещё, повышается мотивация. Несмотря на то, что исполнитель находится за ширмой, его индивидуальные качества всегда проявляются в игре с куклой и доходят до зрительного зала.
Эффективность данной работы определяется степенью активности и заинтересованности детей. Занятия в «Кукольном театре» доставляет детям удовольствие и приносит много радости.
Использование в своей работе разнообразных методов помогает решать такие задачи, как развитие речи и творческого потенциала, снятие психологического напряжения, создание благоприятного эмоционального климата в группе.
Педагог-психолог ___