Нечепуренко Ольга Анатольевна
Инновационные технологии в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» №116
Практико-ориентированная консультация для учителей-логопедов и учителей-дефектологов ДОУ южного округа.
Тема: «Инновационные технологии в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками»
учитель-логопед Нечепуренко О. А.
2019г.
(1слайд)
Публикация «Инновационные технологии в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками» размещена в разделах
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
(2 слайд)
Что же такое педагогическая технология? (технос – искусство, мастерство, логос – учение).
В толковом словаре дано определение: «Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».
Под образовательной технологией понимают последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Существуют специальные образовательные технологии для лиц с особыми образовательными потребностями. К их числу можно отнести технологии коррекции речевых нарушений, которыми должен владеть специалист в области логопедии.
(3 слайд)
Разница понятий «методика» и «технология».
Образовательные технологии предназначены для того, чтобы объединить все методики в единое целое, обеспечив при этом комплексный коррекционно-развивающий процесс. Кроме того, отличие технологии от методики образования состоит в том, что технология гарантирует достижение определенного результата.
Технология предполагает описание определенной последовательности действий, которые в итоге приведут к ожидаемому результату. Гарантией эффективности образовательных технологий является их практическое происхождение. То есть, если методики имеют скорее теоретический характер, то технологии разрабатываются на основе собственного, многократно повторенного, успешного опыта.
(4 слайд)
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале традиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам:
- технология логопедического обследования;
- технология коррекции звукопроизношения;
- технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
-технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи;
- технология развития интонационной стороны речи;
- технология коррекции темпо-ритмической стороны речи;
- технология развития лексико-грамматической стороны речи;
- технология логопедического массажа.
- технология развития связной речи.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, инновационные (нетрадиционные) для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие максимально оптимизировать, работу учителя-логопеда.
(5 слайд)
Так, что же такое инновационные технологии?
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы, инструменты, приёмы.
Использование в коррекционной работе современных технологий, разнообразных нетрадиционных методов и приемов оказывает положительное влияние на развитие произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, усидчивости, моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса, а также предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.
Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются нетрадиционные для логопедии технологии.
(6 слайд) Остановимся на некоторых нетрадиционных технологиях :
- арт-терапевтические технологии;
- технологии логопедического и пальцевого массажа;
- информационные технологии;
- телесноориентированные технологии;
- синквейн.
(7 слайд)
Арт-терапевтические технологии.
Это направление логопедического воздействия, связанное с творчеством.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
Песочная терапия – игра с песком как способ развития ребенка.
Мнемотехника - это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Криотерапия – использование игр со льдом.
(8 слайд)
Технологии логопедического и пальцевого массажа.
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия.
Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
Японская методика пальцевого массажа.
Кинезитерапия - «лечение движением», это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие (логоритмика).
Гидрогимнастика - прокатывание, перекатывание, перекладывание в тёплой воде различных предметов.
Су-Джок терапия - непосредственное воздействие на определённые биологические активные точки, на кистях и стопах человека.
(9 слайд)
Информационные технологии.
Это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
Возможности использования информационных технологий в логопедии :
- повышение мотивации к логопедическим занятиям;
- возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
- визуализация акустических компонентов речи;
- обеспечение незаметного для ребёнка перехода от игровой деятельности к учебной.
(10 слайд)
Телесноориентированные технологии.
Растяжки - чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц.
Упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
(11 слайд)
Синквейн - одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Таким образом, чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Важно сохранить, как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе «инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели.
(12 слайд)
Список используемой литературы:
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии : учебно-метод. Пособие. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М. : ИНТУИТ. РУ, 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М. : Вита-Пресс, 2003
6. Журнал «Логопед» №3 2004год. Новые информационные технологии в логопедической работе Гаркуша Ю. Ф., Манина Е. В., Черлина Н. А.