Екатерина Михайлова
Инновационные технологии «Мелкая моторика и пальчиковые игры в развитии речи детей младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии
Тема: Мелкая моторика и пальчиковые игры в развитии речи детей младшей группы
Долгосрочный проект
на 2018-2019 учебный год
Подготовила воспитатель младшей группы
Михайлова Е. А.
ИННОВАЦИЯ – новшества, нововведение.
Публикация «Инновационные технологии „Мелкая моторика и пальчиковые игры в развитии речи детей младшей группы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных, уникальных идей, полученными творческими усилиями воспитателей.
ЦЕЛЬЮ является повышение эффективности процесса обучения и получения более качественных результатов.
ЗАДАЧИ:
- Развитие самостоятельности и способности к творчеству
- Повышение любознательности и интереса
- Стимулирование различных видов активности (игровой, познавательной)
- Повышение интеллектуального уровня детей
- Развитие креативности и нестандартного мышления
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе».
Актуальность проблемы:
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения. Известно и то, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики
ИСТОКИ способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие
руки с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Проблема:
Низкий уровень развития мелкой моторики у детей МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
(одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Краткое описание проекта.
Цель проекта: развивать мелкую моторику рук детей в процессе пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
Вид проекта: игровой
Обеспечение проекта: картотека пальчиковых игр; картотека игр на развитие мелкой моторики; планшет для рисования песком; пособия к дидактическим играм и упражнениям: «Выкладывание ёлочек из треугольников», «Выкладывание домиков из геометрических фигур», «Накорми снеговика», «Весёлые прищепки», «Мягкие вкладыши»; «Разложи по тарелочкам», «Разрезанные картинки», «Собери картинку».
План реализации проекта.
1 этап Подготовительный
Задачи: 1. Создать условия для реализации проекта.
2. Привлечь родителей к участию в подготовке и реализации проекта.
№ п/п Содержание работы Сроки Ответственные
1. Подбор методической литературы, картотек пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук. Воспитатель
2. Составление конспектов, консультаций для родителей.
3. Ознакомление родителей с темой и содержанием проекта, со сроками реализации.
4. Привлечение родителей к изготовлению книжек – самоделок с пальчиковыми играми для группы.
2 этап Реализация
Задачи: 1. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук детей.
2. Активизировать словарь детей в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой.
3. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи.
4. Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
№ п/п Содержание работы Сроки Ответственные
1. Пальчиковые игры «Шарик», «Мои игрушки» сентябрь Воспитатель
2. Пальчиковые игры «Это я», «Одежда» сентябрь
3. Пальчиковые игры «Обувь», «Шарик» сентябрь
4. Пальчиковые игры «Мои игрушки», «Помощник» сентябрь
5. Пальчиковые игры «Яблоки», «Компот» октябрь
6. Пальчиковые игры «Сливы», «Капуста» октябрь
7. Игры на развитие мелкой моторики рук «подбери плод к дереву», пальчиковая игра «Репка» октябрь
8. Игры на развитие мелкой моторики рук «Весёлые прищепки», мягкие вкладыши «Одежда» октябрь
9. Игры на развитие мелкой моторики рук «Разложи по тарелочкам», пальчиковые игры «Домашние птицы»,»Петушок» ноябрь
10. Игры на развитие мелкой моторики рук
Пазлы «Собери картинку», пальчиковые игры «Домашние животные», «Собака», «Котята» ноябрь
11. Игры на развитие мелкой моторики рук
Мягкие вкладыши «Дом», «Выкладывание домиков из геометрических фигур» ноябрь
12. Игры на развитие мелкой моторики рук
«Разрезанные картинки», рисование песком «Следы» ноябрь
13. Изготовление родителями книжек – самоделок с пальчиковыми играми. декабрь Родители
Воспитатель
14. Индивидуальные тематические беседы и консультации с родителями Воспитатель
15. Консультация для родителей «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей»
16. Консультация для родителей «О шнурках и их пользе»
17. Пальчиковая игра «Одежда», «Зимние забавы» декабрь Воспитатель
18. Пальчиковая игра «Зимняя прогулка». Мягкие вкладыши «Одежда». декабрь
19. Пальчиковая игра «Снежок». Игра на развитие мелкой моторики «Накорми снеговика» январь
20. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выкладывание елочек из треугольников» январь
21. Пальчиковые игры «Строим дом», «Много мебели в квартире» январь
22. Пальчиковые игры «Сорока – белобока», «Дятел» февраль Воспитатель
23. Пальчиковые игры «Дикие животные.», «Белочка» февраль
24. ИГРЫ на развитие мелкой моторики рук : «Веселые прищепки», «Разложи по тарелочкам» февраль
25. Пальчиковые игры «Зимние забавы», «Зимняя прогулка» февраль
26. Пальчиковые игры «Помощник», «Строим дом» март Воспитатель
27. Пальчиковые игры «Семья», «Цветочек для мамочки» март
28. Пальчиковая игра «Жаворонок» «Мебель» март
29. Пальчиковая игра «Много мебели в квартире», «Стул» март
30. Пальчиковые игры «Транспорт», «Пароходик» апрель Воспитатель
31. Пальчиковые игры «Жаворонок». Игра на развитие мелкой моторики рук «Бусы для куклы» апрель
32. Пальчиковые игры «НАСЕКОМЫЕ», «Бабочка» апрель
33. Пальчиковые игры «Что делать после дождика», «Колокольчики» апрель
34. Игра на развитие мелкой моторики рук «Цветные капли», «Пирамидка» май Воспитатель
35. Игра на развитие мелкой моторики рук «Зашнуруй ботинок», «Собери матрешку» май
36. Пальчиковые игры «Времена года» май
37. Развлечение с участием родителей «Путешествие в лес» май
3 этап Заключительный
Задачи: 1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Совершенствовать уровень включенности родителей в работу детского сада.
№ п/п Содержание работы Сроки Ответственные
1. Оформление картотек игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук. Воспитатель
2. Выставка книжек – самоделок с пальчиковыми играми в группе.
3. Проведение развлечения с участием родителей «Весёлая прогулка»
4. Оформление презентации проектной деятельности (освещение опыта работы).
Результаты реализации проекта:
У детей сформированы произвольные, координированные движения пальцев рук.
Активизирован словарь детей в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексическими темами.
Пополнилась предметно – развивающая среда : литературой, картотеками пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики, книжками – самоделками, играми на развитие мелкой моторики.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оформлении выставки книжек – самоделок с пальчиковыми играми в группе и подготовке к развлечению.