Окунева Светлана
Практикум для воспитателей «Мелкая моторика в развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая часть.
Самомассаж «Времена года» ладонями и пальцами обеих рук.
Если тает снег и лёд,
Ручеёк журчит, поёт.
Поглаживать лоб от середины к верхней части ушей.
Мишке стало не до сна,
Значит, к нам пришла весна.
Поглаживать щёки от подбородка к мочкам ушей.
Если солнце пригревает,
В небе ласточка летает,
Поглаживать лоб от середины к верхней части ушей.
Стало сухо и тепло,
Значит, лето к нам пришло.
Поглаживать щёки от середины подбородка к мочкам ушей.
Если дождь стучит по крыше
То сильней, то тише, тише,
Публикация «Практикум для воспитателей „Мелкая моторика в развитии ребенка“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Постукивать кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей.
Землю всю листва укрыла,
Значит, осень наступила.
Постукивать кончиками пальцев от середины подбородка к мочкам ушей.
Если вьюга и пурга
Намели вокруг снега
И укутали дома,
Значит, к нам пришла зима.
Выполнять спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей.
Самомассаж с гранёными карандашами.
Выполняется массаж с гранёными карандашами.
«Эстафета». Передача карандаша поочерёдно, каждому пальцу из одной руки в другую.
Карандаш я подержу
В гости к пальчику приду.
«Добывание огня».
Прокатывание карандаша между ладонями.
Карандаш катать я буду,
Может быть, огонь добуду.
Самомассаж с су-джоком.
Су-джок – это массажные шарики. Слово су – это кисть, джок – это стопа. Шарики включают в себя две кольцевые пружины. Шарики катать между ладонями (они наощупь колкие, а колечки поочерёдно примерять на пальчики. Всё это сопровождается стишками, потешками.
Массажные шарики можно использовать в играх.
«Разложи шарики по цвету».
«Найти все синие, красные, жёлтые, зелёные шарики».
«Сделай разноцветные шарики».
Шарики развивают мелкую моторику, для развития цветовосприятия, при обучении счету.
Штриховка.
Штриховка – это один из видов упражнений для детей, который главным образом направлен на развитие мелкой моторики.
Ребёнок ещё до школы должен научиться правильно держать ручку и карандаш в руках, уметь находить ошибки, чтобы подготовить его к обучению письму.
Зачем нужна штриховка?
Задания штриховка укрепляют мышцы детской руки, способствуют концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца. Упражнения со штриховкой приучают ребёнка действовать по установленным (описанным) правилам, учат усидчивости, развивают логическое мышление.
Как правильно выполнять штриховку?
Необходимо усвоить некоторые правила:
– штриховать нужно в указанном стрелкой направлении,
– проводить линию следует строго определённой формы,
– линии должны быть параллельны друг другу,
– расстояние между линиями должно быть одинаковым,
– нельзя выходить за контур изображения.
Какие задания выбрать?
Начинать следует с самых простых заданий, не пренебрегая ими даже в том случае, если ребёнок схватывает быстро. Всё равно навыки необходимо закрепить.
Примеры штриховки.
Начинать с самого простого задания. Нужно поставить карандаш в точку и вести по очереди каждую линию, не отрывая карандаша. Можно выполнить аналогичное упражнение с вертикальными линиями.
Не отрывая карандаша, следует провести волнистые линии. Также нужно проработать линии с большей амплитудой колебания.
Навык вырисовывания спирали полезны. Большим плюсом является то, что упражнение предусматривает движение в разных направлениях – сначала по часовой стрелке, потом против.
Более сложное и одновременно интересное задание, тренирующее умение ребёнка переключаться с плавных, волнистых линий к зигзагообразным линиям.
Упражнение на закрепление навыков, полученных с помощью предыдущих штриховок. Однако здесь нужно после дорисовки ещё и раскрасить картинку.
Штриховка-дорисовка с элементом раскрашивания. Сначала позволить ребёнку выполнить работу фломастерами, а потом уже карандашами и ручками.
Задание посложнее. Необходимо не только обвести сам самосвал и то, что его окружает, но и найти в рисунке очертания букв и цифр, и прописать их внизу.
Часть рисунка тут уже готова, ещё одна часть отмечена пунктиром – её нужно дорисовать. А дальше – продолжить выполнение штриховки самостоятельно!
Чтобы картинки были более яркими, красивыми и привлекательными надо взять цветные шариковые ручки, гелевые ручки.
Освоив первоначальные навыки штриховки, важно уделить внимание не только правильному наклону, но и расстоянию между линиями – оно должно быть одинаковым.
Если ребёнку скучно выполнять задания, можно пойти на маленькую хитрость – нарисовать рисунок для штриховки самостоятельно. Это должно быть то, что больше всего привлекает ребёнка – машинки, рыбки, цветочки.
Упражнения, игры.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно.
Пальчиковые игры.
О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память. Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста. Пальчиковые игры так же способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать пересказывать).
Целесообразно начинать с самых простых упражнений.
«Посолим суп». Собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитировать названное движение.
«Птички». Птички-пальчики «Склёвывают», например, слова с заданным звуком – клю, клю, клю.
«Почистим клювы». Большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки.
Сложные упражнения, игры. Сопровождаются рассказом.
«Футболисты». Как-то летом на лесной полянке собрались поиграть в футбол две команды – команда зайчиков (левая рука) и команда белочек (правая рука).
Капитан команды зайчиков вывел на поле свою команду – работает левая рука. Разминается капитан – большим пальцем совершать 7-10 круговых движений. Разминаются игроки – не менее 3 раз сгибают и разгибают каждый палец поочерёдно.
Капитан команды зайчиков приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» - большой палец поочерёдно соприкасается с каждым пальцем левой руки.
На поле выходит команда белочек – работает правая рука. Разминается капитан – большим пальцем совершать 7-10 круговых движений. Разминаются игроки белочки – не менее 3 раз сгибают и разгибают каждый палец поочерёдно.
Капитан команды белочек приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» - большой палец поочерёдно соприкасается с каждым пальцем правой руки.
Команды приветствуют друг друга: «Здравствуйте!» - соприкасаться одноимёнными пальцами обеих рук.
«Свинка Ненила».
Свинка Ненила – хлопать в ладоши.
Сыночка хвалила – поглаживать себя по голове.
То-то хорошенький – поглаживать кисти правой руки.
Ходит бочком – ребро ведущей руки вести по столу.
Хвостик крючком – показывать указательным пальцем обеих рук.
Нос пяточком – ставить кулачок на кулачок и на нос.
«Мамочка».
Мамочка, мамочка, любимая моя – поочерёдно загибать пальчики правой руки, начиная с большого пальца, затем то же на левой руке.
Ведь ты знаешь, мамочка, как я люблю тебя – правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить.
«Щели».
Вот забор – пальцы правой руки плотно прижать друг к другу.
В заборе щели, пальцы в них пролезть хотели – раздвинуть пальцы.
Сунул голову Большак – просунуть большой палец левой руки между большими и указательными пальцами правой руки.
Дальше не пройти никак! – Крепко зажать большой палец.
Вслед за ним застрял Указка – указательный палец левой руки между указательным и средним пальцами правой руки.
Середняк хотел – напрасно! – Средний палец левой руки между средним и безымянным пальцами правой руки.
Безымянный – безуспешно! – Безымянный палец левой руки между безымянным и мизинцем правой руки.
Хоть один прошёл? Конечно! Щуплый маленький мальчишка, брат Мизинчик, коротышка, весь прошёл забор и вот по двору уже идёт. – Мизинец несколько раз согнуть-разогнуть, потом помахать им.
Помощь братьям оказал: из щелей их всех достал. – Каждый палец по очереди освободить из плена.
Задания.
1. «Построй дом». Предложить выполнить задание, но прежде прочитать стихотворения.
На поляне дом стоит,
Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
Задание. Выложить дом из палочек, спичек.
2. «Пароход». Пароход большой плывёт,
Капитан его ведёт.
Задание. Выложить пароход из палочек, спичек.
3. «Отгадай и сложи». Предложить выполнить задание, но прежде загадать загадку.
Я землю копала – ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал.
Лопата.
Толстый тонкого бьёт.
Тонкий что-нибудь прибьёт.
Молоток и гвоздь.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
Пила.
4. «Обведи клубочки». Обвести клубочки по точкам. Не отрывать карандаш от бумаги. Наматывать клубочки от центра или от края по часовой стрелки и против неё.
5. «Дорисуй узор», «Повтори узор».
Пальчиковая игра с элементами оригами.
Занятия оригами хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно. Если в других видах деятельности основную работу выполняет ведущая рука, то в оригами (с этим может сравниться только лепка) очень часто одинаковые движения выполняют обе руки. Это, безусловно, положительно влияет как на развитие мелкой моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи : скоординированность речи и движений, формирование правильного произношения, общих речевых навыков, связной речи и словаря.
Бумажный стаканчик оригами модель для детей. Это очень «многофункциональная» модель. Бумажный стаканчик оригами можно использовать как кармашек для разных предметов. На его основе легко сделать головы животных для пальчикового театра. Если взять лист большого формата, то можно получить почтовый ящик, настенный карман для открыток, карточек.
Бумажный стаканчик складывают из квадратного листа бумаги.
Шаг 1. Сложить квадрат бумаги по диагонали, чтобы получился треугольник.
Шаг 2. Сложить треугольник пополам и развернуть его. Это надо делать для того, чтобы наметить линию для следующего шага.
Шаг 3. Левый нижний угол треугольника соединить с центром противолежащей стороны. Этот центр намечен линией предыдущего шага.
Шаг 4. Загнуть нижний правый угол вверх, как показано на рисунке.
Шаг 5. Отогнуть треугольники один назад, а другой вперёд.
Шаг 6. Модель готова. Осталось расправить «кармашек».
Посоревнуемся. Перекладывание спичек.
Содержание задания. На стол ставится неглубокая коробка размером 10X10 см, на расстоянии 5 – 10 см от неё в беспорядке раскладываются спички. По сигналу надо выложить 20 спичек в коробку по одной двумя пальцами, как можно быстрее. Перекладывать спички удобной рукой.
Время выполнения для ведущей руки – не более 15 секунд, для другой – 20 секунд.
Заключение. Работа по развитию моторики рук позволит значительно улучшить показатели развития мелкой моторики и координации пальцев рук у детей средствами продуктивной деятельности до уровня соответствующего их возрасту.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма продемонстрируют хороший нажим, «уверенные» линии, они справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.