Ирина Краснова
Инновационные технологии коррекционно-педагогического процесса. Элементарное музицирование
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии коррекционно-педагогического процесса. Элементарное музицирование
«Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка — целитель здоровья.»
Бехтерев Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она: помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре; музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; Музыкотерапия — это лекарство которое слушают.
Публикация «Инновационные технологии коррекционно-педагогического процесса, Элементарное музицирование» размещена в разделах
Дети с ОВЗ с трудом осваивают танцевальные движения, чистое интонирование, игру на музыкальных инструментах, поэтому программа по элементарному музицированию Т. Э. Тютюнниковой, основанная на принципах музыкальной педагогики Карла Орфа, стала большой помощью в работе.
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция К. Орфа “Шульверк. Музыка для детей”. Слово “Schulwerk было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”.
Главный принцип этой педагогики – “учимся, делая и творя” – позволяет детям, исполняя и создавая музыку, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.
Элементарное музицирование – первозданный метод приобщения человека к музыке, который обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности.
Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» является синтезом двух идей: систематического развития природной музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения.
Обучение элементарному музицированию осуществляется в следующей последовательности:
– хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);
– ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;
– творческое исследование тембро-динамических возможностей музыкальных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен инструментами по желанию детей;
– разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности.
Обучение в творчестве – главнейшая особенность элементарного обучения, поэтому его еще называют «творческим музицированием». Ребенок развивается в творчестве, детское творчество самоценно уже само по себе. И в музыкальном обучении важен не столько результат, сколько сам процесс. Мы даём ребёнку возможность понять, что он может многое, если что-то он ещё не умеет, то всегда может научиться этому, либо придумать свой способ творческого выражения: пения, движения, игре на инструменте.
Элементарное музицирование – это игровая педагогика. Ребенок играет, но не догадывается, что при этом его учат, не замечает многократных повторений и разучиваний. И педагог, обучая, тоже находится в позиции игры. Он играет вместе с детьми, поэтому одна из базовых компетенций педагога – готовность и умение играть.
Цель занятий с использованием музыкотерапии основные элементы занятий направлены на решение значимых для развития ребенка; проблем- создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, стимуляция двигательных функций, развитие и коррекция двигательных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. З а д а ч и: 1. развивать способности к эмоционально – выразительному, осмысленному исполнению движений под музыку; развивать познавательные музыкальные способности: 2. сенсорные (мелодический слух, динамических слух, тембровый слух, чувство ритма) ; 3. общеинтеллектуальные способности (музыкальное мышление, музыкальную память, воображение) ; 4. знакомить детей с музыкальными жанрами и видами ритмики (упражнения, танец, 5. игра) ; совершенствовать физическое состояние организма детей с ОВЗ; 6. формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений в соответствии с формой и характером музыкального произведения; 7. развивать у детей с ОВЗ креативность: формировать творческие проявления в музыкально-ритмических движениях; 8. формировать у детей навыки самооценки и оценки творческих проявлений в музыкально-ритмических движениях других детей; 9. развивать коммуникативные качества. Музыкотерапия – один из видов арт-терапии (терапии искусством, основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психологическую коррекцию личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии. Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки: умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка, умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя. Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Поэтому на групповых занятиях музыкотерапией не ставится цель – развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем, связанных со здоровьем. Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей с ограниченными физическими и умственными возможностями в сочетании с другими видами коррекционной работы. Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме: 1. Приветствие. 2. Ритмическая разминка. 3. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений. 4. Пение. 5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах. 6. Танцы, хороводы. 7. Игры. 8. Прощание.
Элементарное музицирование требует особого репертуара: это народный фольклор, потешки, считалки, простые мелодии, игровые танцы, сценки. Именно элементарное музицирование при увлекательнейшем процессе обучения дает замечательные результаты, в том числе и в процессе организации коррекционно-развивающей работы.
Приведу несколько примеров, которые могут использовать педагоги в своей деятельности.
Речевая игра «Капля»
Капля – раз (на «раз» - хлопок над головой,
Капля – два (на «два» - хлопок над головой,
Капли медленно сперва (4 хлопка в ритм строчки).
Стали капли поспевать, капля каплю догонять (поочередные шлепки по коленям).
Мы теперь зонты открыли,
От дождя себя укрыли (руки соединяются над головой, пружинка с поворотами).
Тот же текст повторяется на притопах и прыжках.
Речевая игра «Птица-кар-кар-кар»
Птица-кар-кар-кар (вытянутые руки-«клювики» открываются и закрываются в ритм,
Ветер – хлоп-хлоп-хлоп (хлопки над головой,
Дождик – кап-кап-кап (шлепки по коленям,
Ножки – топ-топ-топ (притопы,
Дети – ха-ха-ха (вытянуть руки вперед – «фонарики»,
Мама – ах-ах-ах (руки на голову,
Лужи – бульк-бульк-бульк (вытянуть руки – сжимать разжимать кисти,
Туча – бах-бабах (подпрыгнуть, изобразить молнию и замереть).
«Контрасты» ( Микс двух мелодий: «механической» и «волшебной»)
Дети двигаются произвольно, в соответствии с образом, каждый раз исполняя новое движение. В концертном исполнении: мальчики – роботы, девочки – феи, замирающие в конце своей музыки.
Я призываю коллег – музыкантов обратить внимание на эту интереснейшую область музыкальной педагогики.
В наших условиях использование методики, репертуара элементарного музицирования, даже парциально, приносит колоссальную пользу и удовольствие, как детям, так и педагогам.
Список литературы:
1. Котышева Е. Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. - СПб. 2010
2. Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001.
3. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. - М. : NB МАГИСТР, 1993.
4. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2011. 204 с.
5. Котышева Е. Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями. Спб. : Речь: М. : Сфера,2010. 112 с.
6. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М. : Едиториал УРСС, 2003. 264 с.
7. Тютюнникова Т. Э. Учусь творить. Элементарное музицирование : музыка, речь, движение. Программа по материалам семинара № 1. Москва, 2009. 24 с.