Приложение МААМ

Инновационные технологии коррекционно-педагогического процесса. Элементарное музицирование

Ирина Краснова
Инновационные технологии коррекционно-педагогического процесса. Элементарное музицирование
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационные технологии коррекционно-педагогического процесса. Элементарное музицирование

«Музыка не только фактор облагораживающий,

воспитательный. Музыка — целитель здоровья.»

Бехтерев Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она: помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре; музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; Музыкотерапия — это лекарство которое слушают.

Публикация «Инновационные технологии коррекционно-педагогического процесса, Элементарное музицирование» размещена в разделах

Дети с ОВЗ с трудом осваивают танцевальные движения, чистое интонирование, игру на музыкальных инструментах, поэтому программа по элементарному музицированию Т. Э. Тютюнниковой, основанная на принципах музыкальной педагогики Карла Орфа, стала большой помощью в работе.

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция К. Орфа “Шульверк. Музыка для детей”. Слово “Schulwerk было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”.

Главный принцип этой педагогики – “учимся, делая и творя” – позволяет детям, исполняя и создавая музыку, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

Элементарное музицирование – первозданный метод приобщения человека к музыке, который обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности.

Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» является синтезом двух идей: систематического развития природной музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения.

Обучение элементарному музицированию осуществляется в следующей последовательности:

– хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);

– ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;

творческое исследование тембро-динамических возможностей музыкальных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен инструментами по желанию детей;

– разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности.

Обучение в творчестве – главнейшая особенность элементарного обучения, поэтому его еще называют «творческим музицированием». Ребенок развивается в творчестве, детское творчество самоценно уже само по себе. И в музыкальном обучении важен не столько результат, сколько сам процесс. Мы даём ребёнку возможность понять, что он может многое, если что-то он ещё не умеет, то всегда может научиться этому, либо придумать свой способ творческого выражения: пения, движения, игре на инструменте.

Элементарное музицирование – это игровая педагогика. Ребенок играет, но не догадывается, что при этом его учат, не замечает многократных повторений и разучиваний. И педагог, обучая, тоже находится в позиции игры. Он играет вместе с детьми, поэтому одна из базовых компетенций педагога – готовность и умение играть.

Цель занятий с использованием музыкотерапии основные элементы занятий направлены на решение значимых для развития ребенка; проблем- создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, стимуляция двигательных функций, развитие и коррекция двигательных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. З а д а ч и: 1. развивать способности к эмоционально – выразительному, осмысленному исполнению движений под музыку; развивать познавательные музыкальные способности: 2. сенсорные (мелодический слух, динамических слух, тембровый слух, чувство ритма) ; 3. общеинтеллектуальные способности (музыкальное мышление, музыкальную память, воображение) ; 4. знакомить детей с музыкальными жанрами и видами ритмики (упражнения, танец, 5. игра) ; совершенствовать физическое состояние организма детей с ОВЗ; 6. формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений в соответствии с формой и характером музыкального произведения; 7. развивать у детей с ОВЗ креативность: формировать творческие проявления в музыкально-ритмических движениях; 8. формировать у детей навыки самооценки и оценки творческих проявлений в музыкально-ритмических движениях других детей; 9. развивать коммуникативные качества. Музыкотерапия – один из видов арт-терапии (терапии искусством, основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психологическую коррекцию личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии. Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки: умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка, умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя. Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Поэтому на групповых занятиях музыкотерапией не ставится цель – развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем, связанных со здоровьем. Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей с ограниченными физическими и умственными возможностями в сочетании с другими видами коррекционной работы. Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме: 1. Приветствие. 2. Ритмическая разминка. 3. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений. 4. Пение. 5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах. 6. Танцы, хороводы. 7. Игры. 8. Прощание.

Элементарное музицирование требует особого репертуара: это народный фольклор, потешки, считалки, простые мелодии, игровые танцы, сценки. Именно элементарное музицирование при увлекательнейшем процессе обучения дает замечательные результаты, в том числе и в процессе организации коррекционно-развивающей работы.

Приведу несколько примеров, которые могут использовать педагоги в своей деятельности.

Речевая игра «Капля»

Капля – раз (на «раз» - хлопок над головой,

Капля – два (на «два» - хлопок над головой,

Капли медленно сперва (4 хлопка в ритм строчки).

Стали капли поспевать, капля каплю догонять (поочередные шлепки по коленям).

Мы теперь зонты открыли,

От дождя себя укрыли (руки соединяются над головой, пружинка с поворотами).

Тот же текст повторяется на притопах и прыжках.

Речевая игра «Птица-кар-кар-кар»

Птица-кар-кар-кар (вытянутые руки-«клювики» открываются и закрываются в ритм,

Ветер – хлоп-хлоп-хлоп (хлопки над головой,

Дождик – кап-кап-кап (шлепки по коленям,

Ножки – топ-топ-топ (притопы,

Дети – ха-ха-ха (вытянуть руки вперед – «фонарики»,

Мама – ах-ах-ах (руки на голову,

Лужи – бульк-бульк-бульк (вытянуть руки – сжимать разжимать кисти,

Туча – бах-бабах (подпрыгнуть, изобразить молнию и замереть).

«Контрасты» ( Микс двух мелодий: «механической» и «волшебной»)

Дети двигаются произвольно, в соответствии с образом, каждый раз исполняя новое движение. В концертном исполнении: мальчики – роботы, девочки – феи, замирающие в конце своей музыки.

Я призываю коллег – музыкантов обратить внимание на эту интереснейшую область музыкальной педагогики.

В наших условиях использование методики, репертуара элементарного музицирования, даже парциально, приносит колоссальную пользу и удовольствие, как детям, так и педагогам.

Список литературы:

1. Котышева Е. Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. - СПб. 2010

2. Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001.

3. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. - М. : NB МАГИСТР, 1993.

4. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2011. 204 с.

5. Котышева Е. Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями. Спб. : Речь: М. : Сфера,2010. 112 с.

6. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М. : Едиториал УРСС, 2003. 264 с.

7. Тютюнникова Т. Э. Учусь творить. Элементарное музицирование : музыка, речь, движение. Программа по материалам семинара № 1. Москва, 2009. 24 с.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные технологии коррекционно-педагогического процесса. Элементарное музицирование
Опубликовано: 19 января 2020 в 20:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии коррекционно-педагогического процесса. Элементарное музицирование» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Краснова (УИ 273583) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД