Татьяна Ткаченко
Инновационные технологии как система методов, способов, приёмов обучения в личностном развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, направленных на достижение позитивного результата в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Использование современных образовательных технологий в моей работе, учителя-дефектолога, обеспечивает динамичность образовательного процесса, повышает познавательный интерес воспитанников, способствует их творческой активности.
В своей педагогической практике я применяю следующие инновационные технологии:
Публикация «Инновационные технологии как система методов, способов, приёмов обучения в личностном развитии ребёнка» размещена в разделах
личностно-ориентированные;
игровые;
здоровьесберегающие;
информационно-коммуникационные;
Кратко остановимся на первых двух:
Личностно-ориентированные технологии направлены на развитие ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализации его природных потенциалов.
НАПРИМЕР: Педагогика сотрудничества, гуманно-личностная педагогика Ш. А. Амонашвили и др., в нашем случае это разработка индивидуальных адаптированных программ в соответствии с возможностями и потребностями ребенка с умственной отсталостью, индивидуально-дифференцированный подход.
Игровые технологии я использую различные игровые приемы, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности, а также разнообразные по своей типологии игры: предметно-манипулятивные, сюжетные, ролевые, имитационные, игры-драматизации, и др., которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
НАПРИМЕР: Развивающие игры Б. П. Никитина, геоконт, блоки Дьенеша, палочки Кьизенера, соты Кайе, игры Фребеля, дидактические игры М. Монтессори, и др.
Здоровьесберегающие технологии - это совокупность приемов, методов педагогической работы, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах
его обучения и развития, которые дополняют технологии обучения.
НАПРИМЕР: Немаловажным в коррекционно-развивающем процессе является обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка, как профилактика переутомления - частая смена видов деятельности на занятии, а также проведение всем уже знакомых физминуток, динамических пауз, релаксации, различных видов гимнастики: пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.
Создание арт-студии позволило расширить здоровьесберегающую деятельность: в своей работе я стала широко применять различные арт-терапевтические методы и приемы:
- сказкотерапию,
- изотерапию (причем в основном нетрадиционное рисование,
- музыкотерапию,
- игротерапию,
- пескотерапию,
- Мозартику.
Это создает условия для творческого самовыражения ребенка, нормализует его психоэмоциональное состояние, дает возможность неговорящим детям общаться невербальным способом, расширяет их социальный опыт.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют возможности учителя-дефектолога в моделирования образовательной среды разнообразными программными средствами.
НАПРИМЕР: В нашей арт-студии я использую инновационное оборудование «Лайт Бим» - интерактивную, светозвуковую, развивающую систему, которая позволяют ребенку самостоятельно управлять звуком, видео посредством взаимодействия с лучами света. Наличие в системе широкого набора тематических картинок, звуков, мелодий, ритмов, музыкальных произведений способствует развитию у ребенка мелкой и крупной моторики, зрительного и слухового восприятия, ориентации в пространстве и др.
Применение интерактивной доски, которая представляет собой сенсорный экран, подключенный к проектору, передающему изображение на поверхность доски. С помощью прикосновения к экрану можно управлять изображением. На доске с помощью программы PAINT ребенок может нарисовать геометрические фигуры, цифры, буквы, различные предметы, и их закрасить.
Также я широко использую ряд специальные развивающие игры для интерактивной доски, тематические видеоролики, активно работаю с интерактивными презентациями.
Интерактивная презентация это выполненная в программе POVER PAINT презентация, имеющая триггер. Триггер это объект на слайде, пусковая схема, при нажатии на который запускается анимация одного или нескольких объектов. Таким образом, использование триггеров в презентации позволяет запускать анимацию объектов в произвольном порядке, а не по очереди, как это происходит в обычной презентации.
Визуальное восприятие предметов и явлений окружающей действительности способствует у детей лучшему усвоению информации, закреплению пройденного, развивает их коммуникативные умения и навыки, память, внимание, мышление.
Таким образом, широкое применение инновационных технологий в работе учителя-дефектолога делает педагогический процесс более эффективным, расширяет образовательные рамки, способствует индивидуально - дифференцированному подходу к детям с умственной отсталостью.