Елена Майкова
Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов
Дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, я выделила следующие основные формы работы по данной проблеме:
•ознакомление с правилами безопасности на занятиях;
Публикация «Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов» размещена в разделах
•ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и
обсуждения литературных произведений, познавательных бесед;
•организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
•использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр
и пособий;
•встречи с интересными людьми профессии «пожарный»,
«полицейский», «врач», и др. ;
•экскурсии
•просмотр презентаций по данной тематике;
•игры-драматизации, развлечения;
•познавательные минутки;
•проекты
В своей работе использую самые различные методы и приёмы.
Особое место в моей работе занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает. Я считаю, что наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. К методу демонстрации я отношу прогулки и экскурсии, когда наглядно что-то демонстрирую (дорога тротуар и тд)
Использую метод сравнения. Вместе с детьми сравниваем: огонь это хорошо или огонь это плохо. Метод сравнения помогает выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Например, предлагаю детям изображения на картинках, даю задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят.
Применяю метод моделирования ситуаций. Например, моделирование таких ситуаций: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми, дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Я считаю что, моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно учиться составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и даже модель микрорайона.
Один из главных методов в моей работе это метод повторения. Без этого метода нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятиях я применяю его как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей. Этот метод я использую как на занятиях так и в течении всего рабочего дня. Именно через игру дети и познают мир, и осваиваются в нем. Вот предлагаю вам некоторые сюжетные и дидактические игры. Например: «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома», или «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе, на участке?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, их я включаю в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке концерта, или придумаем сказку «Как я был светофором на перекрестке…», и др
В группе создала такое предметное окружение, где дети знакомятся с разным материалом по основам безопасности : разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, видеофильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные» и т. д. Проводя системную работу по ознакомлению детей с основами безопасности, можно сказать, что дети демонстрируют высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появляется стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они научатся выделять основной круг опасных предметов домашнего обихода, будут иметь полные, точные представления о мерах предосторожности, понимать и аргументировать значимость их соблюдения; будут знать, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации.
Наша цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.