МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании»

Ксения Зимина
Консультация для педагогов «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы

В период социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, изменения происходят и в системе образования. Характерной особенностью в наше время является активизация инновационных процессов в образовании.

В данной работе рассмотрена сущность инновации как явления в дошкольном образовании, её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования.

Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании.

Задачи:

1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.

Публикация «Консультация для педагогов „Инновационные процессы в современном дошкольном образовании“» размещена в разделах

2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.

1. 1. ДОУ как система – сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования.

Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ.

Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети, а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.

Функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по форме взаимосвязанной деятельности в системе «педагог-ребенок-родители» и соответствующих подсистемах.

Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ – медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса.

Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверх активность, тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится сильным средством социализации личности. Выделенные пространства необходимы сегодня и, как правило, достаточны для обеспечения высоких результатов воспитательной деятельности в ДОУ

Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.

1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы

Пространство развития ДОУ:

- кадровое, информационное обеспечение;

- материально-техническая база, ресурсы;

- управляющая система.

Пространство развития родителей:

- включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности);

- преемственность и единство требований ДОУ и семьи;

- взаимоотношение родителей в семье;

- стиль воспитания в семье;

- родительское сообщество.

Пространство развития педагогов :

- система стимулирования и мотивации;

- мастерство и профессионализм;

- сотрудничество, сотворчество;

- педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).

Пространство развития ребенка:

- предметно-развивающая среда;

- образовательное пространство;

- дополнительное образовательное пространство;

- социальная ситуация развития;

- медико-социопсихопедагогическое сопровождение;

- детское сообщество.

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

1.3 ДОУ в режиме развития

Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

В таблице 1.3.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.

Таблица 1.3.1

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ

Показатели Режимы

Функционирование Развитие

Тип/вид ДОУ Традиционный, типовой Инновационный

Цели и задачи управления Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности

Субъект управления Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы.

Научные концепции управления, подходы Эмпирический, основанный на личном опыте Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития

Мотивационное обеспечение Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов

Воспитательно-образовательный процесс Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях

Содержание образования Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств

Технологии Обеспечивают стабильные результаты Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов

Организация воспитательно-образовательного процесса Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ –школа - ВУЗ

Нормативно-правовое обеспечение Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу Типовые документы становятся основой для разработки собственных

Кадровое обеспечение Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов

Научно-методическое обеспечение Традиционные учебные программы и планы Инновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов

Финансовое обеспечение Бюджетное Бюджетное и внебюджетное

Материально-техническое обеспечение Организация базового процесса на имеющихся материалах Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития

Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития:

1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.

2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.

3. Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.

4. Присутствуют показатели инновационного развития : устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования

Тенденции Процесс

Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение

Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.

Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей. Новые отношения и позиции:

- субъект-субъктные;

-возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса

Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг. Расширение структур сопровождения:

-медико-валеологическая;

-социально-педагогическая;

-психологическая;

-коррекционно-педагогическая.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В. Т. Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием : это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

- совмещение инновационных программ с уже существующими;

- сосуществование представителей различных педагогических концепций;

- раскол педагогического сообщества;

- несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

- потребность в новом научно-методическом обеспечении;

- потребность в новых педагогических кадрах;

- приспособление новшеств к конкретным условиям;

- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

- проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности в системе дошкольного образования

Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом : инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни, демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.

Основными понятиями инноватики являются : н

Новшество: - идея, являющаяся для конкретного лица новой;

- средство (новый метод).

Инновационный процесс – инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.

Инновация – содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их реализации).

Нововведение: целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы. (А. И. Пригожин)

К нововведениям в сфере образования относят изменения :

- в общественном положении образования и уровне финансирования системы;

- в структуре системы образования;

- в содержании образования;

- во внутренней организации образовательного учреждения;

- в методах обучения;

- в оборудовании образовательных учреждений и использовании информационных технологий в образовании;

- в строительстве зданий и помещений для учебных занятий.

Изменение – замена одного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего. Если отклонение происходит в лучшую сторону – это новшество.

Новшество и изменение в широком масштабе для всей системы – это реформа.

Новизна как критерий оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична (абсолютно или относительно новое)

Показатели инновации :

А) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы);

Б) возможность использования в широкой педагогической практике. Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса, получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность – влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;

В) адаптируемость (вне зависимости от условий);

Г) наличие научной идеи;

Д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала) : в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.

В. И. Сластенин, Л. С. Подымова, А. И. Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств:

- педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации;

- объект воздействия и предмет деятельности – развивающаяся личность;

- на возникновение и существование новшества влияет социальный заказ;

- необходима психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и реализации новшеств;

- существуют как идеальные продукты деятельности новаторов;

- наблюдается относительная растянутость инновационных процессов времени;

- целостный характер целей инновации;

- существующая зависимость инновационных процессов от социально-педагогических условий;

- сложность определения результатов инновации.

Требования к новшествам:

- сбалансированность целей с целями ДОУ;

- стабильность (относительная).

Классификация новшеств.

1. По уровню инновационного потенциала (формализованная шкала) :

· построение известного в другом виде – формальная новизна (фактическое отсутствие нового) – условная новизна;

· повторение известного с несущественными изменениями: частная новизна;

· уточнение, конкретизация уже известного;

· дополнение известного существенными элементами;

· создание качественно нового объекта.

2. По массовости:

-единичные;

- массовые.

3. По масштабу:

· частные;

· модульные;

· системные.

4. По новизне:

· абсолютно новые;

· относительно (субъективно) новые.

5. По типу возникновения:

· стихийные;

· целенаправленные.

6. По типу новшества:

· материально-технические;

· социальные (педагогические).

7. По характеру возникновения:

· внешние (заимствования, инициируемые органами управления);

· внутренние (ноу-хау).

8. По инновационному потенциалу :

· модификационные (изменение существующего);

· комбинаторные (сочетание элементов прежнего);

· радикальные (принципиально новые).

9. По характеру нацеленности на будущее:

· оперативные;

· стратегические.

10. По отношению к существующему:

· замещающие;

· открывающие;

· отменяющие;

· ретровведение.

11. По характеру получаемых результатов:

· ожидаемые (плановые);

· случайные (неплановые).

12. По своевременности:

· своевременные;

· несвоевременные;

· актуальные;

· нацеленные на будущее.

13. По завершенности:

· завершенные;

· незавершенные.

14. По процессу освоения :

· легко осваиваемые;

· трудно осваиваемые.

необходимость классификации связана с возможностью более детального изучения отдельных аспектов инноваций и адекватного их восприятия. Необходимо так же определить

три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ :

1. управление учреждением;

2. структура воспитательно-образовательного и процесса;

3. содержание воспитательно-образовательного процесса.

Указанные сферы взаимодействуют посредством создания и освоения новшеств. Специфика управления инновационными процессами определяется областью их внедрения.

Ниже приводятся основные позиции в классификации новшеств, показаны связи основных аспектов инновационного процесса на содержательном и управленческих уровнях.

Области применения педагогических новшеств :

· цели;

· содержание;

· формы;

· методы;

· структура.

Масштаб изменений:

· частные;

· модульные;

· системные.

Потенциал:

· модификационный;

· комбинаторный;

· радикальный.

Характер возникновения:

· внутренний;

· внешний.

Способы возникновения:

· плановые;

· стихийные.

Область системы управления:

· ценностные ориентации;

· образ желаемой системы управления;

· состав, строение коллективного субъекта управления;

· содержание новшества;

· изменения в ресурсном обеспечении;

· изменения в результатах обучения, воспитания.

Объект управления:

· новое в управлении ступенями образования;

· в управлении процессами основного и дополнительного образования;

· межпредметными связями;

· функциями ДОУ;

· внешними связями;

· педагогическими коллективами;

· технологиями обучения и воспитания.

2.3 Источники инновации в ДОУ

Главной фигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Его инновационный потенциал – определяющий в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно связан с инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам.

Носитель новшеств – педагог – как элемент в структуре инновационного процесса характеризуется с точки зрения восприятия, освоения и оценки нового, единства целеполагания и целедостижения.

В структуре личности и инновационной деятельности педагога можно выделить следующие существенные элементы:

- мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и восприимчивость к новому;

- творческие способности, такие как креативность и индивидуальность. Деятельное самосознание, педагогическая культура, база творчества;

- технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализации традиционных задач;

- рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своём месте в инновационном процессе.

Источником развития субъекта инновации становятся культура и объект воздействия – ребенок, механизмами развития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной (хочу, теоретической (могу, технологической (делаю) и результативной (получаю) готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования.

2.4 Закономерности протекания инновационными процессами

Инновационный процесс, как любой другой, подчиняется определенным законам. На них указывает в соей работе В. Е. Гмурман.

1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Инновация обусловливает необратимые деструктивные изменения в инновационной социально-педагогической среде : начиная с разрушения целостных представлений, образов и конкретного сознания, взглядов отдельных субъектов.

2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Инновационный процесс рано или поздно должен реализоваться. Новшество пробивает себе дорогу: другой вопрос – жизнеспособно ли оно? На каком уровне с точки зрения оптимальности, эффективности процесс происходит?

3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Инновация устаревает, происходит стереотипизация, возникают штампы мышления, деятельности, следовательно рутинизация – кризис.

4. Закон циклической повторяемости, возвращаемости новшества. Возрождение новшества в новых условиях.

М. М. Поташник и О. Б. Хомерики детально исследовали структуры инновационного процесса в образовательном учреждении. В своей работе они выделяют несколько видов структур.

Деятельностная структура: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

Субъектная структура: деятельность субъектов развития (органы управления образованием, лица, вовлеченные в процесс обновления ДОУ, функциональное и ролевое соотношение всех участников инновационного процесса на каждом этапе.

Уровневая структура: деятельность субъектов на разных уровнях (международном, федеральном, региональном, городском, сельском, внутри ДОУ).

Содержательная структура: рождение, разработка, освоение. Характеризует инновационные процессы с точки зрения их проникновения в разные области педагогической действительности : в содержание образования, технологии, формы, структуру ДОУ (системы управления).

Структура жизненного цикла включает следующие этапы: возникновение (идея, её оформление) – рост (детализация, конкретизация) – зрелость – освоение (диффузия, проникновение) – насыщенность – рутинизация (для основной части субъектов инновация перестает быть новой) – кризис – финал: новшество становится повседневным или заменяется.

Управленческая структура: программа развития.

Организационная структура: диагностика – прогнозирование – организация – практика – обобщение – внедрение.

Жизненный цикл новшеств.

1. Этап открытия: зарождение, возникновение концепции новшества.

2. Разработка: изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном).

3. Реализация нововведения: практическое применение, доработка, стойкий результат, самостоятельное существование новшества при условии восприимчивости.

4. Распространение, тиражирование: широкое внедрение, диффузия или господство новшества в конкретной области, новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну.

5. Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения новшества.

Линейность этапов может нарушаться: внутри одного этапа допустимы другие, возможны разрывы, выпадение фаз и т. д. с четвертого этапа идет непрерывное усовершенствование.

С точки зрение взаимодействия со средой жизненный цикл включает в себя:

· старт;

· быстрый рост;

· зрелость;

· насыщение;

· кризис.

Заключение

Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

Список литературы

1. Закон «Об образовании»

2. Гмурман В. Е. Введение достижений педагогики в практикум школы.

М., 1981.

3. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование : опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.

4. Полонский В. М. Критерии теоретической и практической значимости исследования //Советская педагогика. 1988. №11.

5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика : инновационная деятельность. М., 1997.

Публикации по теме:

Информационные технологии в дошкольном образовании В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития – ученые и политики, предприниматели и педагоги, всё чаще говорят о.

Консультация для педагогов по программе повышения квалификации «Педагогические технологии в дополнительном образовании детей» ИТОГОВЫЙ РЕФЕРАТ по программе повышения квалификации (ПК ДОД) «педагогические технологии в дополнительном образовании детей» ИГРОВЫЕ.

Консультация для педагогов «Использование технологии «Образовательное путешествие» в дошкольном образовании» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Улыбка» Южноуральского городского округа 457040, Россия, Челябинская.

Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в современном обществе» Цель: Дать понятие педагогической толерантности, познакомить с формами интеграции детей с особыми нуждами, отметить преимущества инклюзивного.

Консультация для педагогов «Инновационные формы взаимодействия детского сада с семьёй» В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый.

Методическая разработка по использованию сократовского метода в современном дошкольном образовании Методическая разработка по использованию Сократовского метода в современном дошкольном образовании Автор: Ухалкина Вера Евгеньевна Воспитатель.

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. ИКТ в дошкольном образовании Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества являются: - игровая деятельность; - создание положительных эмоциональных.

Проектный метод в дошкольном образовании Проектный метод в дошкольном образовании. На сегодняшний день система развития дошкольного образования находится в ситуации существенных.

Вопросы толерантности в современном дошкольном образовании. Советы родителям «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери В современном мире уделяется.

Эссе «Размышления о дошкольном образовании…» Эссе Воспитание - не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка В. Сухомлинский. Размышляя о своем жизненном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании»
Опубликовано: 7 ноября 2017 в 08:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Зимина (УИ 1236417) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД