Александра Михайловна Кузнецова
Инновационные приемы и направления для повышения познавательной активности у детей с ОВЗ в работе дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные приемы и направления, направленные на повышение познавательной активности у детей с ОВЗ в работе учителя-дефектолога.
Подготовила
учитель-дефектолог
Кузнецова А. М.
Для активизации деятельности, учащихся с ОВЗ используются следующие активные методы и приё мы обучения:
• Одним из приемов является создание «проблемных ситуаций», которые требуют от ребят анализа материала и самостоятельного нахождения ответа.
Публикация «Инновационные приемы и направления для повышения познавательной активности у детей с ОВЗ в работе дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
• Театрализация (сказкотерапия, песочная терапия, лепбук, мнемотаблицы.
• Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия
• Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Деловая игра (представляющее собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. На занятии дети работают и решают задачи по следующим ролям: художник, модельер, повар, экономист; инженер по ТБ и т. д.).
Экскурсии (возможны виртуальные).
Путешествие (возможно виртуальное).
Коллажирование (включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены).
Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая, нейропсихологическая гимнастики.
Су-Джок терапия.
Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно (кейс – иллюстрации, фото-кейсы). Метод кейсов - используется описание реальной ситуации. Школьники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить учителю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.
Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейс – метод развивает:
• умственные, сенсорные и речевые способности.
• аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
• формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
• практические умения.
• социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
Кластер – (скопление, гроздь, пучок, совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.
«Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Суть «кластера» заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.
Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.
«Говорящие стены» - своеобразный живой экран. На стене крепятся магнитные доски, ковровые полотна, кармашки, фишки, картинки. Музыкальный руководитель размешает портреты музыкантов, текст песни; инструктор по физической культуре – картинки с различными видами спорта; психолог – картинки с разными эмоциями. Также там размещается картинный материал в соответствии со временем года и темой недели.
Основное предназначении «говорящей стены» - проведение «Утра улыбок». Для того чтобы дети почувствовали себя одной командой, осознали свою принадлежность к коллективу.
Дети обсуждают чему они научились за неделю, обсуждают план действий на текущий день, договариваются, кто и за что будет отвечать.
Направление : «Популяризация чтения»
• «Буккроссинг» – «книговорот» движение книги от человека к человеку (человек берет любую понравившуюся книгу и взамен оставляет свою, книг не должно стать меньше). Оформляется уголок «Литературная гостиная».
• «Домашнее чтение» или «досуговое чтение». Воспитатели организуют читательский уголок, где представлен список книг, которые родители могут почитать своим детям на выходных. Родители выбирают подходящую книгу и по возвращении с выходных ставят отметку на стенде о прочитанной книге.
• «Буктрейлер» - короткий видеофрагмент, рассказывающий о какой-либо книге. Ребенка заинтересовал какой-то персонаж и он хочет узнать всю историю целиком.
Тимокко
• Коррекционно-развивающий комплекс с биоуправлением на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК.
• Комплекс предназначен для улучшения качества движения, координации движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков, эффективно для работы с детьми от 3 до 8 лет.
• Программное обеспечение каждого комплекса включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Играя в игры, включенные в комплексы, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.
• С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.
Мультисенсорное пособие «Нумикон»
«Нумикон» - это программа и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики.
Мультисенсорное пособие «Нумикон» создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, наблюдать и распознавать образец (шаблон, то есть запоминать, а затем узнавать образцы или шаблоны при следующих предъявлениях.
В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Он даёт возможность получить представление о составе числа, причём целое и его части при желании можно уравновешивать на чашечных весах.
Коврограф - инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича
Цели занятий с игровыми материалами коврографа:
Развитие речи ребенка, обогащение и активизация словаря, отработка грамматический конструкций, развитие связной речи, обучение грамоте.
Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звуко-буквенном анализе.
Развитие мелкой и артикуляционной моторики, просодической стороны речи.
Для активизации деятельности, учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приё мы обучения:
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
«Узелки на память» (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
дополнительные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.