Ольга Скворцова
Инновационные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Инновационные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Осечкина Елена Александровна воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 376 Тракторозаводского района г. Волгограда.
Публикация «Инновационные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце, вода, воздух, земля. И очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у детей осознанное и бережное отношения к природе. В настоящее время в обществе востребованы новые эффективные инструменты и механизмы образования детей, обеспечивающие их социализацию. На сегодняшний день экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете. Мы считаем, что проектный метод наиболее целесообразная форма для решения задач экологического образования. При организации проектной деятельности мы опираемся на программу экологического образования Н. А. Рыжовой «Наш - дом природа», которая помогает решать нам многие интересующие вопросы детей.
Наш проект : «Вода – чудо природы», направлен на формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть формирование основ экологического сознания. Он предназначен для расширения знаний детей о воде, её свойствах (животворность); формирования у детей желания рационального и бережного отношения к воде, позволяет познакомить с простейшими способами фильтрования воды. важная особенность нашего проекта – показать детям, что экологические проблемы можно решить, и что сами дети могут принимать в этом посильное участие. Ведь в процессе деятельности детей через интеграцию образовательных областей формируется личность ребёнка.
После прочтения экологической сказки Н. А. Рыжовой «Жила была река» дети стали задавать вопросы:
- «Что произойдет, если вода на нашей планете исчезнет?»,
- «Надо ли беречь воду?»,
- «Как можно сберечь воду?».
Совместно с детьми мы предположили:
Без воды нельзя прожить,
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Так и родилась идея разработать проект «Вода – чудо природы». Его реализация помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они глубже поняли важность воды для всего живого на Земле. Настроить детей на поисковую деятельность нам помогла игрушка – маркер «Волшебница вода». С её помощью дети охотно и заинтересованно включились на поисково – исследовательскую деятельность. Каждый день, приходя утром в детский сад, они заглядывали в конверт, который лежал около «Волшебницы воды» и с нетерпением рассказывали друг другу, какое задание они должны выполнить (полить цветы, провести опыты и т. д.). Наиболее интересным направлением в работе с детьми над проектом стала организация исследовательской деятельности. Отвечая на вопрос «Что произойдет, если вода на нашей планете исчезнет?» провели ряд опытов:
- «Вода внутри человека»,
- «Нужна ли растению вода?»,
- «Растения, животные пьют воду»,
- «Фильтрование воды», в результате проведё нных опытов дети сделали вывод: внутри человека есть вода, растения, животные пью воду; для того чтобы растения, животные, человек хорошо себя чувствовали им нужна вода, не просто вода, а чистая вода. Без воды жизни нет, листики на веточках сирени не распустились, лук, фасоль не выросли без воды, цветок засох. Свои наблюдения дети зарисовали в дневник наблюдений. Ухудшение экологического состояния воды – в настоящее время наиболее обсуждаемая тема в средствах массовой информации. Для того, чтобы привлечь внимание взрослых к данной проблеме. Мы вместе с детьми решили организовать экологические акции : «Берегиня», «Сделаем нашу речку чище». Перед проведением акции мы с детьми изготовили водоохранные знаки, призывающие к бережному отношению взрослых к водным источникам. И провели с ребятами опыты очищения воды с помощью простого фильтрования. Наиболее ярким впечатлением детей стал экологический праздник «Бесценная и всем необходимая вода. Особенно хочется отметить всех педагогов детского сада, которые старались строить свои занятия так, чтобы можно было на музыкальных и физкультурных занятиях разучивать танцы, песни и подвижные игры с водой. Научить малышей видеть красоту природы можно только в сотрудничестве детского сада и семьи. В своей работе мы используем различные формы и методы работы с родителями для вовлечения их в образовательный процесс (круглый стол, анкетирование, участие в акциях, и т. д.). Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей. При организации различных форм работы с детьми (НОД, опыты, наблюдения, экскурсии, экологические акции, праздники) в данном направлении мы привлекли и социальные структуры, которые оказали нам информационную помощь. Медицинская сестра детского сада рассказала о значении воды в жизни человека и провела опыт «Вода внутри человека», а педагог эколог предоставила возможность детям в экологической комнате напоить животных чистой водой, которую мы профильтровали заранее с детьми в группе. За время проекта ребята встретились с одним из авторов Красной книги Волгоградской области Северьяновым А. Н., он рассказал детям «О реках и озерах нашего края». Что пресной воды на Земле меньше, чем солёной и пресную воду необходимо беречь. А что значит беречь воду, реку. Это означает не засорять мусором реки, озера, водоемы, закрывать кран, после того как вымыл руки, умылся, налил воды. закончился наш проект созданием мультфильма «Жила была река Волга» на основе экологической сказки Н. А. Рыжовой «Жила – была река», водоохранных знаков, альбомов «Берегите воду», «Вода в опасности». В своем проекте мы объединили наблюдение, экспериментирование, игровую, изобразительную и музыкальную деятельности. Именно такой интегрированный подход помог нам реализовать этот проект. Важно не научить ребенка пользоваться благами природы, а воспитать любовь к ней, развить способность любоваться ею, видеть ее красоту, – а значит беречь её, только тогда ребёнок почувствует себя частью природы, что в дальнейшем и сформирует бережное отношение к ней.
Ссылки на источники
1. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М. :ЛИНКА – ПРЕСС,1997. -72с.
2. Лаборатория в детском саду и дома: (учеб. – метод. комплетт:метод. пособие)/Наталья Рыжова. – 2-е изд. - М. : Линка- Пресс, 2012. – 176с.
3. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста/ под ред. Л. Б. Черезовой. – Волгоград, 2014. – 168 с.
4. Экологическое образование дошкольников : достижения и перспективы / под ред. Л. Б. Черезовой. – Волгоград, 2012. – 114 с.