Жанна Силаганова
Инновационные методы в психологии по сохранению здоровья детей в ДОУ «Вчера и сегодня»
▼ Скачать + Заказать документы
Главной целью моей работы является – сохранение и укрепление психологического здоровья. Физическое здоровье ребенка – это отражение его психического благополучия.
Совместно с педагогическим коллективом мы стремимся, чтобы каждый ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, познающим себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами и интуицией. А самое главное, мы стараемся обеспечить детям такие условия, чтобы они полноценно развивались как личности.
Публикация «Инновационные методы в психологии по сохранению здоровья детей в ДОУ „Вчера и сегодня“» размещена в разделах
Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, я отдала предпочтение следующим приемам работы.
Ритуалы приветствия и прощания;
• Упражнения на развитие психофизической регуляции;
• Упражнения на развитие двигательной координации;
• Динамо - статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции;
• Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния;
• Пальчиковые игры
• Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром;
• Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций;
• Релаксация.
Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.
Я поощряю желание детей высказать свое мнение. Свободно рассуждая, ребята учатся творчески подходить к решению разнообразных задач, подчас предлагая необычные, неожиданные идеи.
Наряду с действующими методами я использую инновационные. Одним из новейших и перспективных методов в моей работе с дошкольниками является использование приема, который называется «Зеленая ручка» этот метод точно можно назвать, гениальным, поскольку он великолепно учитывает особенности нашей, человеческой психики и устройство нашего мозга. Прием «Зеленой ручки», очень прост. Вы подчеркиваете зеленой ручкой то, что у ребенка получается хорошо.
Вся прелесть данного приема я ощутила при коррекции мелкой моторики
Результаты потрясающие. В чем гениальность приема? Я приведу пример из спорта. Давайте подумаем, над чем концентрируется спортсмен и его тренер для улучшения результатов? Правильно на лучшем своем достижении и хотят его превзойти. Например, бегун пробежал дистанцию за рекордное время и последующие тренировки пытается его превзойти и все его усилия направлены на то, как это сделать быстрее и лучше. А если мы этот метод перенесем в образование. И если углубиться в спорт, мы узнаем, на психологическую подготовку любого топового спортсмена сегодня уделяют огромное внимание. Спортсмены постоянно визуализируют и представляют в своем воображении, как забивают гол или идеально выполняют какое – либо движение, или бегут за рекордное время. Зачем они это делают? А как вы думаете, если спортсмен будет думать о возможных своих ошибках, сможет победить? Вряд ли.
Исходя из этого даже в самых страшных каракулях можно отыскать несколько элементов, которые написаны красиво или по крайней мере лучше чем другие. Подчеркните их зеленым цветом и скажите ребенку «Ого как хорошо у тебя получились эти элементы. Теперь давай остальные также!». Ваши слова повысят самооценку ребенка, а значит и его психосоматическое здоровье. Прием можно использовать не только в коррекции моторики, но и во многом другом.
Ещё один метод - это метод Шамиля Ахмадуллина (он взял за основу науку кинезиологию и довел её до современного формата. Это наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже 200 лет и используется во всем мире.) Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Детей с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
• занятия проводятся утром;
• занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
• упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
• длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Я покажу несколько упражнений, которые можно использовать в своей работе. (желающие могут повторять за мной)
Кинезиологические упражнения.
1. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Колечко1».
Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.
«Колечко2».
Обратные колечки – самый сложный вариант. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении.
«Кулак – ребро – ладонь».
Выполнять движения желательно на поверхности стола. Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью. Во втором и третьем положении следите, чтобы пальцы были выпрямлены. Сначала сделайте упражнение вместе с ребенком. Затем предложите повторить самостоятельно (до десяти раз).
«Лягушка» или «Оладушки»
Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.
Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
«Лезгинка».
Правая рука развернута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак (у основания мизинца). Теперь нужно сделать повторить позицию зеркально (правая рука собрана в кулак, левая распрямлена). Вернуться к исходному положению и повторить еще 6-8 раз. Ускоряйте темп выполнения, не забывая прижимать и оттопыривать большие. Упражнения требует тренировки, оно может получиться далеко не сразу.
«Здравствуй».
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Речевое сопровождение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
«Ухо – нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха
«Змейка».
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
«Крючки».
Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.
Речевое сопровождение:
Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом,
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце,
Со всеми нами.
«Бабочка».
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
Речевое сопровождение:
Бабочка-коробочка, улетай под облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
Упражнение «Рисунки в зеркале» (можно использовать бумагу + 2 фломастера разного цвета).
Есть комплекс упражнений в котором добавлены вспомогательные материалы например крупа и счетные палочки. На листе А4 чертим черточки и ставим точки, затем поочередно левой рукой на точки укладываем крупу правой палочку, можно засекать время.
Упражнения - растяжки.
“Снеговик”.
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Дыхательные упражнения
“Надуй шарик”.
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
Упражнения Тонус и релаксация. Телесные упражнения и др.
Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев. Все это комплексно становится основой развития психологического здоровья, от которого во многом зависит здоровье в целом.