Светлана Торопова
Инновационные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
▼ Скачать
Инновационные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
Мастер - класс для педагогов "Шпаргалки для родителей"
Цель: систематизировать представления педагогов о нетрадиционных формах взаимодействия детского сада и семьями воспитанников.
Задачи:
• Познакомить педагогов с некоторыми формами взаимодействия с семьями воспитанников, которые оказывают необходимую поддержку в развитии ребёнка при решении некоторых задач воспитания.
• Повысить профессиональную компетентность участников мастер - класса.
Публикация «Инновационные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников» размещена в разделах
• Закрепить знания участников мастер - класса о создании в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
Ход мастер - класса:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Немного волновались в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать вам одну легенду: (слайд 2)
Однажды женщине приснился сон, что она попала в магазин к самому Богу. И попросила у него здоровья, счастья, любви, успеха и многое другое. Он вынес ей маленькую бумажную коробочку. Женщина очень удивилась - и это всё! Бог ответил - да: разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена! А остальное - всё в твоих руках!
А я хочу сказать: «Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Действительно, все в наших руках. (слайд 3)
Мне бы сегодня хотелось поговорить с вами, об одной из основных задач стоящей перед Дошкольными организациями «Взаимодействие с родителями для полноценного развития личности".
Всем известно, что заложено в детстве – определяет судьбу человека. В работе с родителями я стараюсь использовать и апробировать разные приёмы. Покажу вам некоторые из них.
Посмотрите, у нас с вами есть грустное и одинокое дерево - это "дерево ожидания". Давайте его украсим цветами. У Вас на столах лежат цветы разного цвета, возьмите по одному и украсьте наше дерево. Запомните, какого цвета Вы взяли цветочки.
Те, кто выбрал зелёный цветок -ожидают успехи в нашем предстоящем мастер - классе.
Те, кто выбрал красный - будут активно общаться.
Жёлтый цветок - проявите активность
Синий - будите настойчивы.
Наше дерево ожило, расцвело, и помните, что красота дерева, зависит от наших стремлений, ожиданий и действий.
Это упражнение Вы можете провести с родителями, оно проходит весело, в результате повышается интерес, настроение, снижает усталость.
Следующее упражнение:
"Сосуд с водой"
Представьте себе, что этот сосуд - это детский сад (само учреждение, а вода это- семья. Давайте попробуем передать этот сосуд с водой, как опыт, который мы имеем по работе с семьёй друг другу закрытыми глазами.
Как вам было передавать этот сосуд? Что вы почувствовали?
Что для вас значит это упражнение?
Что вы поняли или осознали во время выполнения этого упражнения?
(удержать, не нарушить единство, не разлить, не разбить, а донести до конца, этот опыт передать другим)
"При общем согласии можно и глину в золото превратить. " Эта древняя пословица как нельзя лучше подчёркивает то, что если педагогам детского сада удаётся найти взаимопонимание с родителями воспитанников, если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитания ребёнка возрастает.
Родители современных воспитанников - это люди, идущие в ногу со временем. Задача педагогов - поиск новых форм взаимодействия с ними. Поиск новых форм работы с родителями остаётся всегда актуальным.
Я хочу вас познакомить с новым понятием "Тимбилдинг" (слайд4). Другими словами -это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение, увеличение доверия, открытости образовательного пространства, что приводит к эффективному взаимодействию детского сада и семьи. Чтобы попробовать это на практике, я предлагаю поиграть. Чтобы достичь успеха в работе - нужно не только работать, но и уметь общаться вербально и не вербально. Важно уметь слышать друг друга
Упражнение "Карандаши"
Сначала нам нужно встать парами и держать карандаш кончиками пальцев (вверх,вниз, вправо, влево). Теперь встанем в круг,я раздам вам недостающие карандаши, и кончиками указательных пальцев мы должны удержать эти карандаши, выполняя определённые команды, не дать им упасть.
Это упражнение, показывает, что действуя едино, совместно мы добиваемся цели, каждый думает не только о себе, но и о других.
Прошу вас занимайте места за столами.
Как вы думайте, почему многие игры, упражнения проводят в круг?
(Круг сплачивает, объединяет людей)
Это рефлексивный круг. Я использую этот приём не только в работе с детьми, но и с родителями. Это помогает лучше адаптироваться в коллективе и это один из практических методов.
В настоящее время в решении социальных проблем играет социальная реклама, социальные ролики и ориентирована на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества, его ценностям
Внимание на экран. (слайд 5)
Ролик – это один из информационных методов и он помогает увидеть проблему со стороны. В наше время проблема в развитии детей очень часто связана с непониманием и не вниманием взрослых.
Предлагаю практические упражнения, которые помогают мне и родителям моих воспитанников наглядно увидеть те ошибки, которые совершаем мы взрослые.
На столах у вас лежат листы бумаги. Сейчас вспомните все негативное сказанное в адрес по отношению к ребёнку. Вспомните, как вы ругали, оговаривали своих детей - ведь такое бывает, будем загибать листы бумаги. Я начну первая. «Отойди мне не до тебя!»
Загибаем, прошу Вас, загибаем…
Теперь будем вспоминать всё доброе, ласковое, что мы говорили своим детям и разгибать листы. Посмотрите, мы расправили лист, но на нём остались линии сгиба, так и в душе у ребёнка остаются травмы на всю жизнь. Травмы от непонимания и не внимания взрослых.
Таким методом я показываю как важно говорить с ребёнком, выслушивать когда необходимо и не просто слушать или делать вид, но и попытаться понять.
Одним из методов в работе с родителями является сказкотерапия.
У вас на столах лежат конверты, раскройте их. Вам надо сочинить добрую концовку сказки «Колобок». Работаем в парах.
Пока педагоги готовятся, мне бы хотелось показать одно практическое упражнение, которое не оставило ни одного родителя равнодушным. Давай – те, вспомним: как мы общаемся с детьми.
Мне нужен один доброволец!
Если ребёнок прыгает, много бегает. Что мы ему говорим? (Не бегай, успокойся)
(Завязываю ленточкой ноги)
Если ребёнок капризничает, с рёвом чего- то требует? Что мы ему говорим (Не капризничай, хватит реветь) - Мы не даём ему проявлять свои чувства.
(Завязываю сердце)
Если ребёнок слушает разговоры взрослых. Что мы ему говорим? -Не подслушивай, отойди.
(Завязываем уши)
Если ребёнок кричит и отвлекает нас на наш взгляд. Что мы говорим? (Замолчи, помолчи) - (Завязываем рот)
Если ребёнок, что - то берёт без спроса? Что говорим? - Не хватай, нельзя! (Завязываем руки)
Спросим у ребё нка: удобно ли тебе?
- Нет
Но мы в таком состоянии продолжаем читать нотации и воспитывать, а ребёнок он не способен ничего воспринимать, он хочет поскорее освободиться.
Наша задача, найти компромисс, выход, освободить ребёнка.
Мы должны не завязывать ему руки, а развязывать: играть с ним, объяснять почему нельзя используя, и сказкотерапию, и приводя собственные примеры, примеры из мультфильмов, художественной литературы, показать на практике, если это возможно что может произойти.
(развязываем руки)
Мы не должны ему завязывать ноги, (Что должны делать)
Переключить на игу, можно использовать и подвижные игры и музыкальные, физкультминутки, привлекать к этому родителей через мастер - классы, вечера досугов и развлечений, т. е. через практические методы и формы. (развязываем ноги)
Мы не должны завязывать ему рот, (Что должны делать)
Разговаривать, объяснять. Если мы ему раз завяжем, рот, два, он потом не будет с нами разговаривать, тем самым уйдёт и мотивация общения. Хорошим и увлекательным средством является прочтение детских притч - это повод по - рассуждать.
(развязываем рот)
Мы не должны ему завязывать сердце, душу, (Что должны делать)
Должны выслушивать и понять его, что ему не хватает, что ему необходимо. Я часто спрашиваю своих детей, хватает ли вам нашего внимания. Если нет, мы начинаем находить выход из этой ситуации, через беседы, душевные разговоры.
(развязываем сердце)
Мы не должны завязывать ему уши, (Что должны делать)
Снова разговаривать, объяснять, рассуждать вместе с ним.
Спросим ребё нка: "Удобно ли тебе?"
-Да
Мы с вами нашли компромисс, решили проблему.
Мы не должны ребёнку запрещать познавать окружающий мир, ведь только в познании окружающего мира, в общении со взрослыми, родителями, ребёнок развивается и это влияет на его социализацию.
Мы с вами должны осознать права ребёнка, понять, мы не должны просто запрещать, мы должны объяснять почему нельзя и когда можно.
Думаю наши участники готовы. Напомню задание.
Придумать добрую концовку сказки колобок.
Начнём с вас.
Катится, катится колобок, а на встречу ему лиса. Колобок остановился, а лиса его не замечает, идёт опустив голову, грустная, печальная. Колобок говорит:.
Теперь ваш вариант.
Катится, катится колобок, а на встречу ему лиса. Колобок остановился, а лиса его не замечает, идёт опустив голову, грустная, печальная. Колобок говорит:.
Это один из нетрадиционных подходов работы со сказкой, который помогает увидеть родителям и детям всё доброе, хорошее, придумать новую сказку, где герои исправляются, добро побеждает зло.
Решение таких практических задач: ролевых, деловых игр, информационных игр, помогает родителям не только впитывать новые знания, но и найти новые приемлемые пути решения, проанализировать сложившуюся ситуацию.
Самоанализ «Метод пяти пальцев». (слайд6)
М (мизинец) – мыслительный процесс – Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели – Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа – Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) – услуга, помощь – Что я сегодня помог сделать, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, форма – Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для здоровья?
Посмотрите у меня есть небо, а на небе нет ни одной звезды. Возьмите из конвертов любую звезду и прикрепите к нашему небу и скажите, что вам больше всего запомнилось, что нового вы для себя увидели.
На небосклоне ночью, можно увидеть много звёзд, ярких и не очень, большие и маленькие. Мы педагоги, как звёзды, должны гореть сами, ярко зажигать других своей мобильностью. Я дарю вам это красивое, яркое звёздное небо, эти звёзды и желаю, чтобы вы помогали нашим детям, родителям загораться, как звёзды и нести только доброе, чистое, светлое.
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнёрское взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.
На мастер - класс хочется закончить словами Сухомлинского: (слайд 7)
"Если вы воспитываете в ребёнке добро,
В результате получите добро.
Если вы воспитывайте в ребёнке зло,
В результате получите зло.
Ибо ребёнок не рождается готовым человеком
Человеком его надо сделать.
И на память о нашей встрече и вам в помощь я вручаю эти памятки "Шпаргалки в работе с родителями"
Большое спасибо за внимание! (слайд 8)